aslend62 (aslend62) wrote,
aslend62
aslend62

Categories:

Немного истории...

Из серии "Красногорцы на фронтах Великой войны"

Печальная судьба "Паллады" и Северьяна...




В метрической книге красногорской старообрядческой общины начала 20 века значится супружеская пара - Михаил (1853) и Акулина (1857) Ляпистовы. У них было трое детей: Северьян (1892), Михаил (1895) и Ирина (1898). Напротив имени старшего сына имеется пометка: "умер на войне". Ваш покорный слуга решил копнуть глубже...
Родители нарекли первенца Северьяном (от лат. severus - суровый, строгий), по-видимому, в честь одного из раннехристианских великомучеников: Севериана Никомидийского или Севериана Севастийского.

Что ж, староверы исстари считались большими мастерами по части экзотических имен. Правда, дни ангела этих святых приходятся на 1 мая, 17 июня, 4 и 22 сентября, а никак не на 10 (22) октября, когда появился на свет герой этой истории. Зная приверженность тогдашних обитателей Калласте церковному календарю, вразумительно объяснить эту нестыковку не возьмусь...
В октябре 1913 года, по достижении призывного возраста, Северьян Михайлович поступил на военную службу.
В нижеприведенных формулярах есть несколько, требующих пояснения, нюансов.



1. В армию в начале 20 века можно было попасть тремя основными способами: по жребию, вольноопределяющимся и охотником. Наш герой отправился тянуть солдатскую лямку самым распространенным порядком, то есть, не по своей воле...

Жребий
Внесенные в списки новобранцы являлись на призывные участки и тянули жребий. Допустим, набору с округа подлежало 100 человек, а в реестре значилось 200. Вытянувшие жетоны с номерами от 1 до 100 отправлялись домой собирать вещи и прощаться с родными, остальные же зачислялись в т.н. "запас жеребьевых". На тот случай, если медкомиссия забракует часть рекрутов и процедуру придется повторить. Процесс носил публичный характер и на участке мог присутствовать любой желающий. В таких условиях смухлевать и спасти от солдатчины своего человечка было весьма проблематично. Срок службы "по жребию" варьировался от 3-х до 5 лет, в зависимости от рода войск.
Вольноопределяющиеся
Желающие пополнить ряды вооруженных сил добровольно, с прицелом на офицерский чин, могли воспользоваться этим способом. Главное условие - наличие гимназического или высшего образования. После двух лет казарменной жизни можно было сдать экзамен на звание прапорщика или подпоручика.
Охотники - те же добровольцы, но не имеющие высшего или среднего образования.


2. От призыва можно было получить отсрочку. Самый распространенный способ: по семейным обстоятельствам. Существовало 4 разряда подобных льгот.
- Единственный сын в семье
- Единственный трудоспособный сын в семье, если отец нетрудоспособен или умер, а другие братья находятся на действительной военной службе.
- Следующий по возрасту брат погибшего на войне или пропавшего без вести.
- Следующий по возрасту брат находящегося на действительной военной службе.

К сожалению, наш герой не подпадал ни под одну из вышеперечисленных категорий. Отец и младший брат Северьяна были не только живы-здоровы, но и вполне трудоспособны. К тому же 18-летний Михаил еще не дорос
до исполнения воинского долга и находился при родителях.

3. При росте в 2 аршина и 6,5 вершков (171 см) Северьян Михайлович весил 167 фунтов (75,7 кг), то есть избыточной массой тела явно не страдал.
4. В разделе "Какого вероисповедания" слово "старообрядец" дописано от руки. Это говорит о том, что представители данной конфессии составляли явное меньшинство среди призывников Лифляндской губернии.
5. Любопытно, что большинство новобранцев по умолчанию являли собой грамотных холостяков - земледельцев. Любой другой статус необходимо было уточнять. В нашем случае пришлось внести изменение в графу "занятие, ремесло или промысел".

6. 5 октября 1913 Северьян вытянул свой, как выяснится позже, не самый удачный в жизни билет.
Во-первых, новоиспеченный защитник "веры, царя и отечества" был зачислен не в пехоту, а на флот, где срок службы составлял целых пять лет. Так что переступить порог родного дома уроженец Красных Гор должен был не ранее осени 1918 года.
Во-вторых, в августе 1914-го началась Первая Мировая война, которая внесла коррективы в судьбы миллионов жителей империи...
Матросу 2-ой статьи Северьяну Ляпистову суждено было подняться на борт
знаменитого крейсера "Паллада", на тот момент - гордости Балтийского флота. Наверняка, молодой парень в суете корабельных будней мечтал о том, как по возвращении в родную деревню будет рассказывать односельчанам о своих реальных или ... чуток приукрашенных приключениях.




На этом фото запечатлены моряки с легендарного крейсера. Возможно, среди них есть и мой односельчанин.

Из Википедии:
«Паллада» — броненосный крейсер Российского Императорского флота. Назван в память о бронепалубном крейсере «Паллада» (1899), потопленном японской осадной артиллерией в Порт-Артуре во время Русско-японской войны (1904—1905). Спущен на воду в 1906 году. Экипаж: 23 офицера и 550 нижних чинов.
Участвовал в Первой мировой войне в составе Балтийского флота. Командир корабля - капитан 1-го ранга Сергей Рейнхольдович Магнус (1871 - 1914).
13 (26) августа 1914 года при участии крейсеров «Паллада» и «Богатырь» был уничтожен севший на мель вблизи острова Осмуссаар в Финском заливе германский крейсер «Магдебург»; при этом была захвачена сигнальная книга, которая была передана британскому Адмиралтейству. Это помогло в раскрытии военно-морского кода Германии, что оказало впоследствии значительное влияние как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом...



А потом случилась беда...


Из Википедии:
"28 сентября (11 октября) 1914 года, при возвращении из дозора в устье Финского залива, крейсер был торпедирован германской подводной лодкой и затонул со всем экипажем (598 человек) в результате детонации боезапаса. «Паллада» стала одним из первых российских боевых кораблей, погибших в Первой мировой войне.
За два месяца до войны «Палладу» прикомандировали к бригаде подлодок Балтийского флота для отработки торпедных стрельб. На учениях подлодка «Акула» «потопила» крейсер трёхторпедным залпом. На командира «Паллады» Магнуса это произвело сильное впечатление, несколько дней он, по воспоминаниям очевидцев, ходил «сам не свой». Кроме того, командир «Паллады» в своё время сам командовал дивизионом подводных лодок, тем не менее он не принял в роковой день элементарных мер предосторожности. Несмотря на категорический приказ командующего флотом адмирала Н. О. Эссена, корабль шёл без противолодочного зигзага. А на подходе к порту командир «Паллады» отпустил два сопровождавших его эсминца...
Один из первых русских офицеров-подводников В.А.Меркушов вспоминал: 'Через полторы-две минуты дым приподнялся от воды, и на месте крейсера "Паллада" водоизмещением 7835 тонн, вооруженного двумя 8-дюймовыми, восемью 6-дюймовыми и двадцатью двумя 75-мм орудиями, плавали какие-то мелкие обломки. Спасать было некого, ибо на месте гибели не плавало не только ни одного живого человека, но и ни одного трупа. Объясняется это тем, что весь личный состав, кроме вахтенного отделения, в момент взрыва торпеды обедал во внутренних помещениях корабля и не успел выскочить на верхнюю палубу".
Лишь 8/21 октября 1914 года в районе Ганге к берегу прибило тело старшего артиллерийского офицера 'Паллады' лейтенанта Л.А.Гаврилова - это было единственное тело, выброшенное морем, из всего личного состава корабля в 598 человек. Причем труп несчастного оказался привязанным к какому-то дереву и без сапог. Когда он успел снять сапоги, достать бревно и привязать себя к нему, навсегда осталось загадкой.
Через несколько дней у острова Кокшер нашли поднявшийся из пучины судовой образ крейсера «Паллада» — Спаса Нерукотворного, ко всеобщему изумлению, не имевший на себе не только никаких повреждений, но даже царапин.
Образ передали храму Спаса на водах в Петрограде, сооруженному в память моряков, погибших в войну 1904–1905 годов (взорван большевиками в 1933 году).

Эффект произведенный гибелью "Паллады" был так силен, что русским крейсерам было приказано без особого распоряжения в дозор не выходить, и все они встали в тесной Ревельской гавани, в воротах которой завели боны из артиллерийских щитов с подвешенными к ним сетями. "В море - ни души... Вот что наделала всего лишь одна германская подводная лодка! - вспоминал русский офицер-подводник. - Эффект, произведенный гибелью "Паллады", получился потрясающий. Иронического отношения к подводным лодкам как не бывало. Как же это случилось? - говорили все. Как же обезопасить корабли от атак подводных лодок? Как быть? Вот постоянные темы разговоров в кают-компаниях. Паники не было, но настроение духа весьма подавленное".
После войны, из официального немецкого издания "Война на Балтийском море" выяснилось, что "Палладу" атаковала подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта барона Эгевольфа фон Беркхайма (Egewolf von Berckheim) (1881 - 1915).
Из официального отчета:
"В 11 ч. 10 м. дан выстрел по головному четырехтрубному русскому крейсеру с расстояния 530 метров. Мина попала прямо в середину судна. Командир подлодки видел в перископ падение дымовых труб, после чего вынужден был погрузиться на 20 метров, т. к. его субмарину обстрелял сопровождавший крейсер миноносец. По этой же причине он не рискнул атаковать второй крейсер".
На самом деле, глухие удару, принятые немцами за разрывы снарядов, были градом больших и малых обломков несчастной "Паллады", падавших вогруг U-26, а также ряд последовательных взрывов внутри тонущего крейсера. Ввиду небольшого расстояния между противниками - около 500 метров - грохот был настолько силен, что командир подлодки решил, что его атакуют, поэтому дал задний ход, ушел на глубину и не показывался в течении 20 минут.

Уничтожив столь крупную цель, Беркхайм решил более не испытывать судьбу и уже 29 сентября покинул Финский залив.
Потопление броненосного крейсера "Паллада" с восторгом встретили в Германии, было выпушено несколько гравюр в связи с этой победой немецкого оружия. Командир подводной лодки U-26 капитан-лейтенант барон Эгельвольф фон Беркхайм стал национальным героем и был награжден кайзером орденом 'Железного креста'. Многие немцы считали потопление "Паллады" местью за уничтожение русскими германского крейсера "Магдебург".

U26_Pintakulussa_edited1.jpg









Список офицеров и нижних чинов, погибших на "Палладе"
(Ляпистов Северьян под номером 344)




Согласно сводкам и докладам погибло 598 человек. По официальным данным, представленным в Главный морской штаб, на 8 жертв меньше.
179 членов экипажа были женаты. Их супруги одномоментно стали вдовами, а 162 ребенка сиротами.  Сотни родителей лишились своих сыновей.
Почему боевой корабль, готовившийся для многочасового боя, исчез под водой всего за несколько минут, на глазах экипажей трех военных судов?
По видимому, решающую роль сыграла трагическая случайность. Немецкий подводник точно пустил торпеду в "ахиллесову пяту" "Паллады" - трюм, где хранились боеприпасы, что вызвало детонацию снарядов и привело к практически мгновенному разрушению и затоплению корабля. Нечто подобное произойдет 7 мая 1915 года с английским пассажирским лайнером "Лузитания"...


Однако существует ещё одна, мистическая версия катастрофы. Дело в том, что крейсер назвали в честь бронепалубного судна «Паллада», уничтоженного в феврале 1904 японским миноносцем. На флоте не принято давать кораблям имена их затонувших собратьев. Это считается плохой приметой. Но видимо те, кто придумал название для нового крейсера, не были людьми суеверными..






Если верить выписке из послужного списка, Ляпистов Северьян, к моменту трагической гибели, еще не успел обзавестись семьей и заслужить награды. Ему даже не суждено было отпраздновать свой 22-й день рождения. В память о несчастном матросе, сгинувшем бесследно в водах Балтийского моря осталась лишь коротенькая запись в метрической книге его родной красногорской общины:
"Проявив стойкость и доблесть, погиб за Веру, Царя и Отечество в славном бою на крейсере "Паллада".


После потопления броненосного крейсера, U-26 уничтожила еще несколько российских судов. Так, 23 апреля, к югу от Аландских островов, был затоплен пароход "Fråck", а 22 мая торпеда настигла минный заградитель "Енисей", который погрузился на дно с большим количеством жертв (298 погибших при 21 спасшемся).
Эта субмарина, без сомнения, была самой успешной немецкой подводной лодкой, действовавшей в Балтийском море во время Первой мировой войны.
Однако, в конце августа 1915 года удача отвернулась от капитана Беркхайма. Он и его команда не вернулись на военную базу в Либаву с очередного задания в Финском заливе. Последний раз их видели 30 августа 1915 года в 6:35 вечера к юго-западу от эстонского острова Хийумаа с борта британской подлодки E9.
Как выяснилось позже, U-26, предварительно потопив 25 августа пароход "Печора" (погибло 15 человек), а через пять дней транспорт "Земля", 31 августа сама подорвалась на минах, выставленнох у берегов Финляндии русскими заградителями.
Погибли все 30 членов экипажа, включая командира.
По иронии судьбы "охотник" и его самая главная "добыча" - крейсер "Паллада" покоятся в одних и тех же водах, недалеко друг от друга.
Музейное ведомство Финляндии в 2012 году официально сообщило о найденном в 19 километрах от  полуострова Ханко российском броненосном крейсере. Объект был обнаружен группой аквалангистов ещё в 2000 году, однако находка 12 лет держалась в секрете.

Корабль "невезучей богини" длиной более 130 метров лежит на глубине 60 метров и является одним из наиболее крупных и интересных объектов с точки зрения военных археологов и дайверов-любителей.

В мае 2014 года
финнские водолазы из команды "Badewanne" обнаружили останки второго участника морской трагедии времен Первой Мировой войны. U-26 нашла свой последний приют вблизи полуострова Ханко, недалеко от места, где упокоилась "Паллада". Удивительно, что это открытие было сделано ровно сто лет спустя после гибели российского крейсера. Кстати, минное заграждение, на котором погибла германская подлодка было выставлено в первой половине августа 1915 года минзагом "Ладога", который сам вскоре стал жертвой немецкой субмарины UC4. Что ж, на войне, как на войне...


И напоследок, небольшие видеосюжеты о судьбе двух военных судов, поединок между которыми в сентябре 1914 года стоил жизни моему односельчанину - Северьяну Михайловичу Ляпистову...

Броненосный крейсер "Паллада"


"Паллада" на дне Балтийского моря

U-26

Такая вот история...



На главную                              Немного истории (продолжение)
Subscribe

  • Немного истории...

    Из серии «История одной семьи» Две сестры - две судьбы... Погружаясь в историю Калласте, поймал себя на мысли, что питаю…

  • Немного истории...

    Из серии "Дела старообрядческие" Подозрительная перепись... 15 марта 1839 года "Его Высокопревосходительству…

  • Немного истории...

    Дамский велосипед фирмы «Пенза»... Курьезных случаев в истории Калласте было не счесть. К сожалению, многие из них…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments