aslend62 (aslend62) wrote,
aslend62
aslend62

Category:

Немного истории...







Миссионерка
Не перестаю удивляться превратностям человеческой судьбы. Нам, простым смертным,  не дано предугадать, сколь загадочны и изобретательны могут быть подчас её повороты...
В начале 1920-х годов в Калласте проживала  немногочисленная по тогдашним меркам семья Густава (1852) и Лены (1861) Нукка (Nukka). Из четырех детей двое - дочь Аманда (Amanda Sophie) (1904) и сын Эдуард (1897) родились в нашей деревне. Здесь же в Красных Горах в 1929 году, с разницей в несколько месяцев, супруги Нукка  завершили свой земной путь. К этому времени младшая из дочерей - Аманда,  уже покинула родительское гнездо и перебралась в Тарту.
Здесь девушка примкнула к новомодному протестантскому движению адвентистов седьмого дня и со временем стала его убежденным адептом.





Из Википедии:
«Слово «адвентист» происходит от лат. adventus («появление), что подразумевает веру в скорое Второе пришествие Иисуса Христа и, по пришествии, воскресение и вознесение праведников на небеса.
Адвентисты настаивают на соблюдении субботы как установленной при сотворении мира. По утверждениям адвентистов, суббота является прежде всего «памятником сотворения мира», в отличие от воскресенья, которое трактуется адвентистами как символ католической традиции, свидетельствующий, по их мнению, о незаконном присвоении церковью права изменять праздники своим авторитетом и властью своих постановлений.
Таким образом, название «Адвентисты седьмого дня» отражает две основные доктрины:
1. О явном и видимом Втором пришествии Христа, которое ожидается «вскоре».
2. О святости седьмого дня недели (субботы)»
В отличии от большинства молодых адвентистов, выросших в глубоко религиозном окружении, Аманда  происходила из  семьи, где служение Господу вряд ли было в приоритете. Ни родители будущей миссионерки, ни братья Йоханнес и Эдуард, ни сестра Розалия глубиной веры не отличались. Одно можно утверждать наверняка: жили Нукки более чем скромно, если не сказать бедно. Возможно, именно это обстоятельство и повлияло на жизненный выбор героини этой истории...
Начиналось все вполне прозаично. Ещё в царские времена Аманда  закончила  начальную школу в Красных Горах, после чего провела два года за партой Тартуской коммерческой гимназии, где изучала основы бухгалтерского ремесла. В период пребывания в уездном центре и начался её «роман» с адвентистами.
В 1926 году 22-летняя Аманда поступила в миссионерскую школу, которая располагалась близ Риги, на мызе Suschenhof. В период обучения  она как минимум один триместр провела в  Соединенных Штатах, где прослушала курс  теологии на семинаре в Вашингтоне. По окончании  учебы осталась работать бухгалтером при школе...
В этот момент судьба и преподнесла  уроженке Калласте умопомрачительный сюрприз...
В 1931 году североевропейский Совет адвентистов седьмого дня предложил Аманде, как одной из лучших выпускниц,  отправиться в качестве миссионера в Африку, чтобы донести слово Божье до коренного населения континента, попутно прививая аборигенам навыки цивилизованной жизни. Кстати, это было первое предложение такого рода для эстонских приверженцев Адвента.
После недолгих раздумий девушка  согласилась. Сомневаюсь, что родственники Аманды посчитали такое решение правильным...
Вот как об этом  самоотверженном поступке молодой миссионерки сообщала  газета  „Sõnumed“ от 25 июля 1931 года:
«В первых числах августа  молодая девушка  по имени Аманда Нукка отправится из Эстонии в Африку,  чтобы проповедовать среди темнокожих жителей английской колонии Сьерра-Леоне. 25-летняя Аманда Нукка -  уроженка поселка Калласте, расположенного на берегу Чудского озера. Два года назад она закончила в Риге духовный семинар «адвентистов седьмого дня». Поскольку Аманда  вошла в число лучших выпускников учебного заведения, Североевропейский Совет  организации принял решение направить её в качестве миссионерки в эту экзотическую страну».
20 сентября 1931 года новоиспеченная проповедница прибыла в столицу Сьерра-Леоне город Фритаун с остановками в Роттердаме и на Канарских островах. Будучи первой «ласточкой» эстонских миссионеров-адвентистов, Нукка  стала примером для подражания. Так, в 1938 году по стопам Аманды отправится ещё одна уроженка Эстонии - Mary Saks...
Новое место службы находилась в 20 км. от Фритауна и называлась Ватерлоо. Здесь мою односельчанку  ждала должность учителя в религиозной школе.

Можно лишь позавидовать глубине веры новоиспеченной адвентистки, посвятившей себя служению Господу в местах, которые без особой надобности европейцы старались не посещать.  Патриархальные семейные устои коренного населения, тяжелая криминогенная обстановка, подозрительное и недоверчивое отношение местных жителей к представителям белой расы, непривычный климат с  москитами, ядовитыми змеями и хищниками, не говоря уже о вездесущей малярии - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивались переселенцы. Западную Африку, включая Сьерра-Леоне, называли «могилой белых людей», главным образом из-за убийственного климата.  Многие служители веры и члены их семей  нашли здесь свой последний  приют.
В одном журнале можно было прочитать:
«Один год жизни человека в таком климате приравнивается к пяти годам, вследствие чего уже через пару лет  миссионеры возвращались  обратно на родину, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье»
В 1935 году Аманда  также была вынуждена прервать свою подвижническую деятельность, поскольку тяжело заболела малярией.
После курса лечения в Дании, Нукка  вернулась в Эстонию, где работала учителем в воскресной школы, попутно  занимаясь  организацией религиозных конференций.
В связи с одним из таких мероприятий  в 1936 году Эстонию посетил темнокожий миссионер H. Wilson. Он поведал слушателям  много интересного об обычаях и традициях коренного населения Африки. Аманда Нукка выступала в роли переводчика во время его визита.
Не сомневаюсь, что в этот период она не единожды побывала на могиле родителей и встречалась с братом Йоханнесом и сестрой Розалией (Эдуард к этому времени уже скончался). Рискну предположить, что заглянула и в родной поселок Калласте, где прошли её детские годы.
После двух лет пребывания в Эстонии Аманде  поступило предложение вновь отправиться в Сьерра-Леоне. Перенесенные испытания  лишь укрепили целеустремлённую женщину в осознании правильности сделанного выбора. О возвращении  в Африку она писала так:
«Я была безумно счастлива, когда получила приглашение вернуться на прежнее место работы, хотя прекрасно понимала, какие трудности ждут меня впереди. Но ничто не могло остановить меня в стремлении следовать тому призванию, которым были преисполнены  все мои надежды и мечты - желании помогать ближнему».
Последний раз перед началом Второй  Мировой войны Аманда посещала Эстонию в 1938 году. Доподлинно известно, что во время этого визита она выступала перед молодыми адвентистами, показывала  им фотографии из африканской жизни и знакомила с атрибутами колдовских ритуалов местных племен.
После присоединения Эстонии к СССР путь на родину для героини этой истории оказался надолго закрыт. В общей сложности эта удивительная  женщина провела на черном континенте почти 30 лет своей жизни.
В эстонских религиозных изданиях  сохранилось немало статей, вышедших из-под пера Аманды. Она дебютировала в печати в 19 лет. В первой статье речь шла о преподавании Закона Божьего в школах Эстонии. После начала работы на миссионерском поприще она ежегодна присылала в эстонские  СМИ заметки о жизни в Африке. Темы публикаций были весьма разнообразны: от  религиозных и бытовых традиций местного населения до климатических проблем и животного многообразия черного континента. Эти статьи были написаны со знанием дела  и привлекли к себе внимание представителей  самых разных религиозных конфессий. Более всего Нукка была озабочена тяжелым положением африканских женщин, а также вопросами бытовой гигиены местного населения.  Она раскрывала читателям глаза  на бесправие слабого пола в здешнем патриархальном обществе, его подчиненное по отношению к мужчинам положение. Писала, что на женщин в Африке по традиции смотрят свысока, как на неразвитые и примитивные существа.  Без сомнения, благодаря её публикациям  кругозор эстонских читателей значительно расширился.
Поселившись в Африке, Аманда Нукка  занялась образованием  местных девочек. Она обучала их тем  элементарным вещам, которые женщины в 1930-е годы  во всем мире должны были  знать и уметь: шитьё, стирка, поддержание чистоты, воспитание детей, приготовление пищи, уход за больными.
В 1937 году в Сьерра-Леоне открыли первую школу для девочек, руководителем которой стала эстонская миссионерка. Поначалу за парту село всего восемь учениц. Однако, после того, как сделанные их руками  предметы  показали  на деревенских выставках,  интерес к обучению заметно возрос.
Нагрузка  на преподавателей  была огромная. С утра Аманда решала финансовые вопросы миссии,  а после обеда обучала местных девочек основам ведения домашнего хозяйства. Подчас она оставалась  единственным учителем  в школе. В круг профессиональных интересов нашей героини, помимо уже перечисленных навыков, входили также вопросы правильного питания, личной гигиены, очистки питьевой воды, изготовления мыла и даже.... краеведение.
Поскольку большинство женщин были связаны домашними обязанностями, они не могли  посещать школу в течение всего года. По инициативе Аманды миссия адвентистов организовала  специальные курсы, чтобы охватить  процессом обучения как можно больше людей. Территорию делили на несколько опорных центров, в каждом из которых выездная группа преподавателей проводила по 8 дней. Занятия начинались с раннего утра и длились весь день. Эта методика обрела популярность, хотя за  столь короткий срок многие умения и навыки оставались неосвоенными. Подобная тактика  была вызвана исключительно тем  обстоятельством, что местные девушки были лишены возможности  посещать школу круглый год.
Помимо Сьерра-Леоне Аманда Нукка в разное время  несла свой просветительский «крест» также в Гане и Нигерии. Лишь в 1959 году она покинула  миссионерское поприще. Поселилась США, в местечке Лома Линда штат Калифорния, где со временем возник небольшой городок.  Здесь уроженка нашего города  проведет вторую половину своей насыщенной событиями жизни. В 1964 году станет американской гражданкой. С США она соприкасалась и прежде. Поскольку миссионеры должны были время от времени  выезжать на отдых, а родная Эстония после войны оказалась за «железным занавесом», Аманда проводила свой отпуск в Штатах. Так что эта страна была ей хорошо знакома. 
Уже находясь на пенсии, вчерашняя миссионерка  активно участвует  во всех мероприятиях адвентистской церкви, являясь по сути одним из руководителей американского подразделения этой религиозной организации.
Не забывала Аманда и Эстонию. Четыре  раза она посещала Советский Союз: в июне 1969-го, в декабре 1977, в июне 1980-го и с 27 июля по 22 августа 1982 года. 
Во время поездок в СССР в качестве причины визита приходилось указывать «посещение родственников». Однако,  доподлинно известно, что она встречалась также с местными адвентистами. Одним из таких людей был известный эстонский адвентист, к сожалению ныне покойный, Eduard Vari (1918 - 2014), который так описывает встречу с Амандой Нукка:
«Я специально приехал в Таллинн для встречи с этой легендарной женщиной. К сожалению,  долгого разговора не получилось, поскольку она была очень ограничена  во времени. За ней постоянно следили сотрудники Госбезопасности. Она должна была вовремя  возвращаться в отель и не имела права без разрешения покидать Таллинн.  Насколько я знаю, ей всё же удалось  скрытно посетить родственников, которые проживали  где-то в Тартумаа".
Для эстонских адвентистов визиты Аманды были как глоток свежего воздуха. Через неё они получали информацию о жизни своих единоверцев  в других странах. К сожалению, переписка  между ними  и знаменитой миссионеркой была эпизодической, а вскоре и вовсе прекратилась. Постоянную связь Нукка поддерживала лишь  со своими родственниками. Но последние, по неизвестной причине, уничтожили  все её письма...
После восстановления независимости Эстонии уроженка Калласте изучала возможность за свой счет популяризировать учение адвентистов  в  родном Причудье. Однако, вскоре после открытия в Тарту школы Адвента, от этой идеи отказалась.
В последние годы  жизни Аманда слыла вполне обеспеченной женщиной. Поговаривали, что у неё в  Америке куриная ферма. На поверку оказалось, что в её хозяйстве было всего две курицы. Источник её материального благополучия так и остался загадкой. Скончалась  Аманда Нукка в 2004 году, вскоре после столетнего юбилея. Детей, как впрочем и семьи, у неё не было. Смыслом жизни для этой неординарной женщины стала христианская  вера и помощь ближнему...
Об остальных членах семьи Густава и Лены Нукка мне практически ничего не известно. Один брат Аманды - Эдуард скончался в Калласте в возрасте 17 лет (1897 - 1914), другой - Йоханнес покинул этот мир, едва достигнув полувекового рубежа (1890 - 1940), сестра Розалия была еще жива в советское время. Думаю, именно её Аманда и навещала  во время своих визитов в СССР.

Такая вот история...

Стоп.
По крайней мере, в последний приезд Аманды в Эстонию приглашающей стороной выступала не сестра (она к тому времени, по всей видимости, скончалась), а племянник Аманды - сын её брата Йоханнеса,  Мейнхард, родившийся в 1930-м году в Калласте, а также его жена
Хелью (1932). Система въезда-выезда во времена СССР находилась под контролем КГБ. Вьезжающую и принимающующую сторону обязательно проверяли на предмет благонадежности. В биографии Мейнхарда Нукки было одно "темное" пятно: в 1949 году (в 19 лет!!!) он был осужден по печально известному Указу от 04.06.1947 "О хищении социалистической собственности" на 8 лет ИТЛ. Вышел по послесталинской амнистии в апреле 1953 года. Думаю, в начале 1980-х  срок по этому драконовскому указу уже не воспринимался органами, как слишком уж отягчающее обстоятельство. Хотя, кто знает... Зато у супруги Мейнхарда, Хелью с благонадежностью все было в порядке: член КПСС, председатель месткома колхоза "Авангард", в 1981 году уже выезжала по турпутевке в Финляндию. Страну, хоть и дружественную СССР, но по всем стандартам "западную". Так что принять родственницу из Америки семейству Нукка вполне можно было доверить. Ту относительную легкость, с какой Аманда  получила визу всего два года спустя после последнего посещения Советского Союза, думаю можно объяснить следующими обстоятельствами.
1. В СССР она несколько раз приезжала ранее и ни в чём предосудительном замечена не была.
2. Эстонию покинула ещё в досоветские времена (уехала в 1931 году в Богом забытую Африку в качестве миссионера). Вот если б в 1944 году сбежала за границу от наступающей Красной армии - другое дело. Опять же, занималась просвещением население развивающихся стран. Очень даже благородное занятие. Правда, с религиозным оттенком, но это, по любому, лучше, чем открытая ностальгия по временам независимости. В этом Аманда, по всей видимости, замечена не была. Или же хорошо скрывала свои взгляды.
3. Принимающая сторона была вполне благонадежна и располагала достаточной жилплощалью для поселения иностранки (5 комнат!!!).
Ниже привожу подборку документов касательно последнего визита красногорской миссионерки в родную Эстонию в уже таком далеком 1982-м году.
Любопытно, что в левой (англоязычной) стороне анкеты, заполненной со слов Аманды, местом её рождения указан просто Калласте. Советским же чиновникам было невтерпеж и они дописали справа "Эстонская ССР". Прям комплекс какой-то: желание во что бы то ни стало видеть событие таким, каким оно на тот момент не являлось. Какая "Эстонская ССР" в 1904 году, когда героиня этой истории появилась на свет!!! Думаю, большевики в это время и сами не верили, что им так подфартит 13 лет спустя...











Subscribe

  • Немного истории...

    Из серии «Суд да дело» Три не выигранных дела... Красногорский купец Конон Максимович Мошаров был большой мастак…

  • Немного истории...

    Из серии "Красногорский криминал" Самоволка... Пристрастие к алкоголю во времена оные было настоящим бичом мужской половины…

  • Немного истории...

    Из серии "Дела старообрядческие" Невыполненное обещание... Дерптского Георгиевского священника Константина Хорошавина в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment