?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Только у нас...

У каждого города, как у человека,  своё неповторимое лицо. Лицо нашего города, помимо природных и исторических достопримечательностей  определяют "фирменные" ежегодные праздники:



Луковая ярмарка, "День каракатицы" и Rock Fest

Каждый год, аккурат на праздник " "Успения Пресвятой Богородицы" ( 28 августа), по старой доброй традиции в Калласте большой праздник. Официально - это "День города", названный в рекламных целях - "Луковая ярмарка". У праздника богатая история.




                                                Центр города в 1926 году

  Первая двухдневная ярмарка в деревне Красные горы состоялась  в 1868 году на тогдашней центральной площади. Торговали свиньями, лошадьми, дровами и прочим востребованным в то время товаром. Торговый сбор шёл в пользу мызы Кокора, которая в свою очередь нанимала охранников для поддержания порядка. Последние с кнутами и палками важно прохаживались по рынку, разнимали дерущихся, отлавливали воришек и приводили в чувство пьяниц.

В начале 20 века возникла идея организации в Калласте еженедельного рынка. Предыстория его появления весьма любопытна. В 1904 году жители деревни дружно обратились к Лифляндскому губернатору  с просьбой разрешить проведение по понедельникам и четвергам рыночных дней.

Аргументы приводили серьёзные: покупатели и продавцы сойдутся напрямую, цены снизятся и всем, кроме перекупщиков, будет хорошо. Всем, да не всем... Барон Густав фон Ратлеф от имени своей жены, владелицы мызы Кокора пишет пространную жалобу уездному начальству, где с плохо скрываемой обидой доказывает, что еженедельный рынок в Красных горах невозможен. Логика интересная...

1. Как они (красногорцы) посмели обратиться в уезд, проигнорировав хозяйку мызы, которая является фактической владелицей деревни , расположенной на мызной земле!
2. 104 рыночных дня в году (по два в неделю) лягут тяжким бременем на наши плечи, т.к. организация даже двухдневной ярмарки на Успеньё обходится мызе в 50 рублей ( дополнительные сторожа, урядник, сотник и т.д.), а тут 104 дня !!!
3. Ранее организацией ярмарок занимался арендатор мызного кабака, что в центре деревни. Он же обеспечивал за свой счёт и порядок на них. Кокоровский мызник имел 2000 рублей в год арендной платы и ни за что не отвечал. Красота! Но в 1895 году кабак закрыли... по причине чрезмерного пьянства и роста преступности среди красногорцев. Фон Ратлеф убеждён, что закрыли зря. Пить меньше не стали, но контролировать потребление горячительных напитков стало сложнее, т.к. пьяницы разбрелись по всей деревне. Без корчмы рынок не рынок: ни переночевать , ни лошадей на ночь поставить , да и "согреться" торговцам, особенно зимой, не помешает.   Одним словом - будет корчма, будет и наше согласие на еженедельный рынок. Спорить с бароном не стали и рынок открыть не разрешили.
Но ровно через год , в сентябре 1905, мыза  неожиданно идёт на попятную и даёт своё согласие. Причина уступчивости неясна. То ли кабак открыть разрешили, что вряд ли ,т.к. в документах об этом ни слова, то ли времена наступили неспокойные ( революция 1905 года в разгаре) и барон решил не усугублять классовую ненависть. В это время по Эстонии разносился клич:"Mõisad põlevad, saksad surevad", и от документа о согласии на рынок веет какой- то поспешностью и апатией: "Ах, делайте что хотите...". И появился  в Калласте  еженедельный рынок...

                      Документы на тему "борьбы за рынок"можно посмотреть здесь...

Ярмарки были неотъемлемой частью жизни города и в "эстонское" время, что находило отражение в тогдашней прессе...

Kallaste laat. Halbadele teeoludele vaatamat kujunes laat kauba-, kui ka rahvarikkaks. Rohkesti oli laadal pudukaupmehi. Kariloomi oli vähe. Nende hinnad kõikusid 15-25 kr. vahel. Samuti polnud ka põrsaid palju. Põrsad maksid 3,5-3,8 kr. Hobuste laat oli veidi elavam. Vanad ja lahjad tööhobused maksid 15 kuni 20 kr., tublid tööhobused 45-75 kr. Head sõiduhobused peaaegu puudusid.
Postimees 1932
Kallaste laat. Kallaste alevis peetud küünlalaat kujunes kauba ja rahvaarvu poolest keskpäraseks. Rikkalikumalt oli müügil linu, mille hinnad tagasihoidliku nõudmise tõttu näitasid vähest langust. Keskmise sordi hinnaks kujunes 6,5-8 kr. leisik. Kariloomad puudusid täiesti. Vasikatest maksti 6-9 kr. Lahjemad tööhobused maksid 100-150 kr., keskmised 200-280 kr., sõiduhobusеd 350-450 kr.
Postimees 1938

На "Успеньё" ярмарка была с размахом...


Построение пожарной дружины                                    Учения
                   1930-е годы

Парад и соревнования пожарной дружины, выступление заезжих и местных самодеятельных артистов , различные атракционы и, конечно,- застолье.


За стол с алкоголем отвечал человек законопослушный и проверенный. Мало ли что... В данном случае председатель пожарной дружины.


    Особой популярностью на ярмарках пользовался такой вот"фотошоп".

К празднику возвращались с Ладоги рыбаки( до 1917 г.), строители - отходники брали отпуск. Даже детей, работавших в поле, хозяева отпускали на это время домой. Значимость праздника объясняется просто: местный молильный дом ( моленна) официально называется Церковь Успения Пресвятой Богородицы, покровительницы нашего города.

В 1938 году по случаю обретения  статуса города было настоятельно рекомендовано отмечать отныне 1 мая ( день вступления в силу " Закона о городах") с подобающей случаю торжественностью, но праздник не прижился...



Победила традиция... и посему приглашаем всех в конце августа на ежегодную "Луковую ярмарку", он же "День города", оно же "Успеньё"( подробнее на официальной странице города).

 
                    На ярмарке вы найдёте и что покушать и ....
                 


                                                                    что послушать...

В 2010-м году на луковую ярмарку заглянул и президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес, тогда ещё с Эвелин...






"День Каракатицы" - праздник уникальный , единственный в своём роде, рискну предположить, что во всём мире. " Вообще - то, каракатица - это моллюск,"- скажете вы и будете абсолютно правы, но причудские  "каракатицы" выглядят несколько иначе...


                  "Каракатица"                                           и                           каракатица
                                                                               
Вот уж , действительно, причудцы  учудили.
Что общего имеет  творение рук человеческих с созданием  матушки природы?
Порой кажется, что человек, придумавший это прозвище, имел довольно смутное представление о настоящих каракатицах. Хотя... обе каракатицы  выглядят весьма непривычно,несуразно и где- то даже бестолково: каракатица - не рыба, "каракат"- не мотоцикл и не автомобиль.

Хочется верить , что хлёстское слово "каракатица" придумали наши люди ( назвали же они мелкого судака "ваучером"), но гарантировать этого не могу. На просторах Рунета " каракат" появился  давно и обосновался прочно.

Но такое, чтобы весь город праздновал "День Каракатицы", можно увидеть только у нас. Сама  идея и передовые технологии каракатостроения берут начало из Калласте. Формально праздник приурочен ко Дню независимости Эстонии ( 24 февраля), но это, как говорили в советские времена, "поклон в красный угол", чтоб  приличия соблюсти.

Поскольку я не имею прямого отношение к изготовлению " каракатов", то проиллюстрирую историю местного детища без технических подробностей, так сказать, глазами каракатопользователя.




На ум приходит "Машина времени": " Ты помнишь, как всё начиналось, всё было впервые..."
 Примерно так выглядел первый местный "каракат". Ох и попил он моей кровушки. Поскольку я с техникой глубоко на "Вы", то "сел и поехал" у меня никогда не получалось. То ИЖовский мотор не в ладах с морозом ( как , впрочем и с оттепелью), то буксует в первом же сугробе, а уж как трясёт на нём! Одно слово - "костотряс". Были и плюсы: лёгкость и плавучесть, что иногда было очень кстати...



  Переправа, переправа...В берегу километр льда , затем полкилометра воды и так по нескольку раз, пока до сетей доберёшься. Часто переправлялись "своим ходом"( заводили и плыли за счёт вращения колёс).

Но с "непотопляемостью" у первенца были проблемы и появился " Каракат Т " (трёхколёсный).



С плавучестью у него всё в порядке, но мотор всё такой же "надёжный", да и трясло его поболе, а подчас ещё и управляемость подводила.



И вот, свершилось!!!  Я называю его " Каракат классический". Простота в изготовлении, надёжность ( мотор от Датсуна), уют, вместимость, скорость,
проходимость( двухмостовый). Ну всем хорош! Один минус - тяжеловат. Не потонет, конечно, но и вытянуть его на лёд задача не из лёгких.




Ваш покорный слуга предпочёл вариант "Классический облегчённый". Полностью самодельные рама и  кабина позволили сэкономить на весе, так что плавучесть у него отменная , правда грузоподъемность...Ну не бывает идеальных вещей!

     
Это к вопросу о плавучести. Почти стемнело,        Назовём его "классический облегчённый,
задние колёса в пороге, а я "фотосессию"             облегчённый". Особым спросом, впрочем,
устроил. потому как уверен, что выберемся.           не пользовался.          



Время шло... Не занятые профессиональной рыбалкой умельцы решили поэкспериментировать и для души и для пользы... кармана.



Этот красавец предназначался для перевозки " братьев наших ... южных", латышей то есть, у которых страсть к рыбалке - своего рода латышский Nokia. За умеренную или не очень плату ( зависит от конкуренции) их доставляли куда душа просит, а вечером возвращали обратно.



На сегодняшний день - это самый мощный, вместительный и уютный пассажирский каракат в Калласте. Как говорится - все навороты, вот только лёд ему нужен ну ооочень толстый.

Среди рыбаков пошли разговоры о необходимости универсального ледового транспорта, чтоб снег и вода ему нипочём... Уже появились экспериментальные образцы.



      Судно на воздушной подушке                                                    Аэролодка



          На празднике можно увидеть и абсолютный эксклюзив...


 

 


                               

"Некоторые любят погорячее", предпочитая скорость и маневренность "фирменных" снегоходов безопасности и комфорту "отечественных" каракатов... Как говорится, хозяин - барин.

И напоследок несколько видеосюжетов для тех, кто ещё раздумывает, приезжать или нет на "День Каракатицы" в Калласте.






Rock Fest - праздник молодой во всех отношениях. Ему от роду лишь 10 лет,  а его участникам скорее "до" чем "за". Как и всё молодое, он весьма непостоянен. Будучи детищем мэра города Виктора Нукка, Rock Fest  " ушёл" вместе с уходом последнего с поста в 2004 году, но триумфально вернулся в 2010, чтобы стать признанной музыкальной тусовкой Эстонии. В разное время участниками праздника были коллективы с ничего не говорящими людям моего возраста названиями - Pedigree, Astro Zombies, Kurjam, Turncoat, Rasta Orchestra, Ceremonial Perfection, Driven, Bloody Sign(Fra), Leech  и др. , но поколению "next" они хорошо знакомы. Остаётся пожелать организаторам в лице Молодёжного центра (Noorte keskus) решимости в сохранении традиции,  а людям постарше терпения и понимания в ту ночь, когда их сон нарушат ревущие децибелы.

                                         

                                                    Rock Fest 2012

                                        Вот как - то так всё  и происходит...





Прикольно

Помимо вышеназванных мероприятий, придающих Калласте неповторимый колорит, есть немало других интересностей, которые я поместил в раздел " Прикольно". Уверен, что он будет пополняться в том числе и вашими наблюдениями. Пишите, что необычного и любопытного вы увидели и услышали, посетив наш город. Как говорится , со стороны оно виднее...




Кроме того, что для русского слуха такое название улицы звучит довольно странно ( куда это я выйду? ), оно ещё по нынешним временам весьма провокационно, ведь в переводе с эстонского это - "улица Победы". Да - да, той самой победы в Великой Отечественной войне, в честь которой улицу Тарту в 1950 - х переименовали в Выйду. Хочется верить, что на этом переименования закончатся, ведь при желании любой может увидеть в этом слове ту победу, которая ему ближе...



Ещё один прикол из "уличной" серии. Названная в своё время в честь  Октябрьской революции, улица избежала переименования благодаря своей двусмысленности. Что вы имеете против осеннего месяца октября? Да и переименовывать особенно не во что, ведь до войны этой улицы не существовало. Кстати, называйся она, допустим, улицей "25 октября" и .... поминай как звали. Была у нас улица " 21 июня"( в честь известных событий 1940 года) и  ей вернули досоветское название "Кирику"( Церковная). Стали бы "напрягаться", зовись она просто "Июньская"?


Шлендухов - фамилия уникальная, родом она из Калласте.  Про человека с такой фамилией, где бы он не жил, можно с уверенностью сказать, что его предки из нашего города.
Шлендухов -  от прозвища Шлендух, в основе которого лежит глагол «шлендать». В. И. Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» так объясняет его значение: «шататься без дела, слоняться, бродить от безделья». Скорее всего, Шлендухом прозвали праздного человека.
Кроме того, существовало диалектное слово «шленда», означавшее «шатун, повеса, гуляка». Поэтому не исключено, что прозвище Шлендух получил любитель шумных веселий. Русское "шлендать", по всей видимости, произошло  от немецкого
schlendern — «бродить», «ходить без дела», «шататься». Поскольку отход на строительные работы в города был популярен среди староверов, возможно как - нибудь недовольный мастер - немец и выразил своё отношение к трудовой дисциплине  моего предка этим ёмким немецким словом. Второй раз повторять не пришлось... и стали мы Шлендуховы.



На только что прошедшей в Калласте "Луковой ярмарке" одна из каолиционных партий активно вербовала новых членов среди преимущественно русскоязычных жителей города. Такая смелость и напористость вызывает уважение. Это всё равно, как если бы Русская партия Эстонии разбила свою палатку на ярмарке где - нибудь в Вильяндимаа и предлагала эстонцам активно  вступать в свои ряды. Думаю, люди отнеслись бы к подобной инициативе как к милому ярмарочному ... приколу.

Наш город не раз в прошлом обращал на себя внимание нестандартными  решениями и поступками. Привожу подборку некоторых из них...

Наиболее злободневной была питейная тема…
"По просьбе волостного правления Кокора Лифляндский губернатор своим указом  закрыл кабак в Калласте. Однако в первых числах этого месяца  кабак возобновил продажу водки и пива, правда, распитие оных  внутри кабака запрещено . Недавно один из жителей Калласте, некий русский мужчина, упился так, что испустил дух. Местных жителей нисколько не смущает тот факт, что из-за низких уловов денег порой не хватает даже на хлеб-соль."
Постимеес, 1897, 26 июля
Водочные спекулянты в Калласте.
"Теперь, после решения поселкового совета закрыть с осени 1922 года винный магазин в Калласте, спекулянты водкой вновь «на коне». За поллитра неразбавленного спирта они просят от 300 до 350 марок. Удивительно то, что один из членов поселкового совета, выступавший ранее за закрытие винного магазина, сам теперь занимается подпольной продажей спиртного."
Постимеес, 1922, 11 января
"В Калласте не считаются с государственными  Днями трезвости. Министр финансов и внутренних дел своим распоряжением от 14 апреля запретил продажу алкогольных напитков по всей Эстонии с 30 апреля по 1 мая включительно. Однако в Калласте все места продажи алкоголя работают в обычном режиме. На вопрос о запрете владельцы винных точек отвечают, что ничего о нём не слышали…"
Постимеес,1927, 5 мая
Поселковое правление Калласте содержит кабак…
"Несмотря на то, что местные самоуправления  получают большой доход  от  т.н. «трактирного налога», принято считать, что сами местные власти продажей алкоголя заниматься не должны. По всей Эстонии  до недавнего времени  не было ни одного самоуправления, которое от своего имени продавало бы алкоголь. Однако в Калласте поселковая управа получила в 1927 году разрешение на открытие ресторана. И это помимо того, что она (управа) регулирует государственную продажу водки . От продажи спиртного  посёлок  получает львиную долю своего дохода. Если так дальше пойдёт, то содержание кабаков станет монополией обществ и местных властей."
Постимеес,1927, 5 марта
Посёлок Калласте не может без водки…
"Во многих  волостях принято решение не выдавать разрешений  на продажу водки на 1925 год. Поселковое правление Калласте, однако, придерживается другой точки зрения и просит разрешение на открытие ресторана с правом продажи алкоголя в 1925 году."
Постимеес,1924, 4 сентября
"Тартуская уездная управа выдала разрешение на открытие ресторана поселковому правлению  Калласте при условии, что не менее 15% дохода вышеназванного заведения  пойдёт на содержание щколы."
Постимеес,1922, 13 марта
В Калласте полны колыбели.
"В то время, когда во многих самоуправлениях  смертность значительно превышает рождаемость, в городе Калласте всё обстоит  иначе. По словам чиновника местной горуправы,  в Калласте рождаемость более чем в два раза превышает смертность, и это несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом рождаемость снизилась на 20%. В прошедшем году родилось 43 ( в позапрошлом 53) ребёнка, скончалось же соответственно 21 и 30 человек. Сочетались браком 10(8)пар. Население города составляет 1548 человек и продолжает расти."
Пяевалехт, 1939, 17 января
Посёлок Калласте не поддержал материально Кайтселийт.
"На последнем заседании Калластеского  поселкового собрания разгорелись споры по вопросу выделения финансовой помощи Тартуской дружине Кайтселийта. Шестью  голосами против трёх  решили деньги не выделять. В заседании приняли участие 7 русских и 2 эстонца. Стоит отменить, что в Тартумаа помимо Калласте нет ни одного самоуправления, которое так или иначе не поддержало бы Кайтселийт. Решение Калластеского собрания, прямо скажем, странное. Даже самые бедные волости нашли на это средства, в то время как Калласте только от продажи алкоголя имеет несколько сотен тысяч марок дохода в год, не говоря уже о других источниках."
Постимеес , 1925, 15 сентября
О пришлых торговцах из России
"Редакция получила из посёлка Калласте, что в Причудье, следующее сообщение:
В последнее время появились в посёлке торговцы  из России, которые предлагают  льняную, конопляную, брезентовую  и пр. ткани, а взамен закупают в местном торговом доме Сейслер и Ко. промышленные товары, которые целыми возами отправляют в Россию. Подобная торговля выглядит довольно странно…С точки зрения санитарно эпидемиологического режима весьма небезопасно, когда жители России безо всякого контроля перемещаются по территории Эстонии и ночуют в домах местных жителей. К тому же наше правительство не получает  от их торговли ни малейшего дохода, так как у вышеназванного торгового дома есть разрешение лишь на ведение внутренней, но никак не внешней торговли. По слухам, поселковое правление Калласте обратилось за советом и помощью к уездной управе."
Постимеес, 1922, 2 января

На главную                                                       Не хлебом единым...