?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не хлебом единым...

Вы, конечно, догадались, о чём пойдёт речь. Да, да о них, об очагах культуры духовной... Иные из них, увы, погасли, другие едва теплятся. Как говорится, вспомним всех поимённо..



Школа

         


Символика нашей школы


Первые школы у русских Западного причудья появились в связи с постройкой православных церквей. В 1839 году были открыты церковно - приходские школы в Муствее , Лохусуу и Тихеда, а в 1847 в деревне Нина. Цель их создания очевидна - оградить местных  детей от влияния староверов.
Из архивных документов видно, что это была главная головная боль православных священников. С какой неподдельной радостью они сообщали начальству о каждом перешедшем из "раскола" в "истинную веру", не забыв  упомянуть и о своих заслугах. Правда, на командировки в гущу раскольников( в те же Красные горы) соглашались с большой неохотой и требовали в сопровождение урядника. В конце докладов, больше похожих на доносы ,с прискорбием констатировали, что раскольников меньше не становится. Причину видели не в своей беспомощности и неубедительности, а в чрезмерной плодовитости " блудно живущих" сектантов и бесконтрольной деятельности "расколоучителей".
В этом контексте понятно желание православной церкви открыть в старообрядческих деревнях свои школы. Но староверы в эти школы не шли и детей своих учили на дому в т.н. " тётенькиных школах", где учителями были авторитетные и грамотные члены общины. Учили в первую очередь старославянскому языку и чтению богослужебных книг ( Часослов, Псалтырь и др.). Обучение было платное ( 1 рубль в месяц с ученика) и регулярное ( с 8.00 до 16.00, кроме воскресенья). Учили также читать и писать "по - русски"( новым шрифтом), т.к. спрос на грамотных людей был большой. Такие школы существовали ещё в 20 - 30-х годах прошлого века.

                                         

"Тётенькина" школа


Но надо признать , что посещали эти школы лишь дети обеспеченных родителей, имевшие свободное время, остальные с малых лет постигали азы труда физического. В прошении о разрешении на починку крыши молильного дома от 1884 года нет ни одной подписи...





Воспользовавшись восшествием на престол Александра Второго( 1855 - 1881), причудские староверы обратились к властям с просьбой об открытии в деревне Тихеда школы для своих детей, где избранные населением учителя обучали бы их чтению, письму и счёту. То ли опасаясь, что "раскольники " превратят выделенное под школу помещение в моленну, то ли смутила фраза " избранные населением учителя", но власти инициативу отклонили.
Красногорским детям предлагали посещать открывшуюся в 1807 году в Торила эстонскую школу, но "менять шило (православное) на мыло ( лютеранское)", да ещё и на чужом языке никто не хотел. Правда, с восшествием на престол Александра Третьего в Прибалтике началась "русификация" и в соседней эстонской школе обучение перевели на русский. Некоторые из местных детей её посещали...
   

 Здание эстонской школы в Торила

Кстати, с 1916 года в ней , естественно, на русском языке  учился Эдуард Тубин. Школой руководил Иван Картёжников. Не знаю как к музыке, но к игре в шахматы будущий композитор пристрастился именно здесь. В архиве есть документ о поощрении директора школы 40 рублями за организацию оркестра балалаечников, исполнявшего русские народные песни. Особо подчёркивалось, что песни русские, а дети эстонские...

И вот, наконец, свершилось!!! В 1897 году в дер. Красные горы было открыто одноклассное министерское училище. Поскольку находилось оно на балансе Министерства образования, а не Православной церкви, местные жители отнеслись к его появлению в целом благосклонно. Разместилась школа в частном доме...



Здание школы с 1898 по 1901 год (совр. вид)

                              То же здание в сер.1920-х годов


Обучение было платное ( аренда, отопление и т.д.) , но большинству семей по карману. Предметов поначалу всего четыре - арифметика, письмо,чтение и Закон Божий.

Имени первого руководителя училища я, к стыду своему, пока не знаю.
Архивные данные позволяют удверждать, что c ноября 1898 по ноябрь 1899  руководителем Красногорского министерского училища состоял Juhan Korits ( Иван Кориц). Поначалу он работал один, но в январе 1899 появился помощник учителя - Karl Eduard Adamson (Карл Адамсон).


Juhan Korits (1861 - 1945) закончил учительскую семинарию в Тарту. Преподавал на острове Кихну, в православной школе Колга - Яани и в Лохусу. В 1898 - 1899 годах был учителем Красногорского министерского училища. С 1899 до выхода на пенсию - вначале учитель, затем руководитель Первой начальной школы в Тарту. Активный участник национального движения. Собирал народные песни для Якоба Хурта, был членом Главного комитета по сбору денег на эстонское Александровское училище, входил в руководство общества "Ванемуйне".




О Карле Петровиче Адамсоне (1879 - 1945)(Karl Eduard Adamson) мне пока известно немного. Родом он был из волости Тяхтвере Тартуского уезда. Наша школа была его первым местом работы. Здесь он провёл полтора года (7.01.1899 - 1.05.1900). Затем некоторое время работал в Ториласком училище (1.05.1900 - 23.04.1901) и в волости Лаева (1901 - 1905). Женился на Аделе Бирк (1884 - 1906) (Adele Johanna Birk), которая родила ему дочь Камиллу (1905 - 1927) (Kamilla Adamson). Вскоре после родов супруга скончалась в возрасте 21 года. В августе 1905 года, в надежде на лучшие материальные условия, Карл Адамсон покидает Эстонию и переезжает в деревню Горецкая Новоузенского уезда Самарской губернии, где устраивается учителем-кистером в школу эстонских поселенцев. В 1907 году берёт в жёны сестру покойной супруги - Алиду Бирк (1887 - 1951) (Alide Wilhelmine Birk). У них появятся общие дети: дочери Salme (1911-1998) и Ida (1912 - 1932), и сын Erik (1916 - 1994). После отделения Эстонии от России Карл Адамсон по оптации возвращается в Эстонию. C 1922 года и вплоть до начала войны руководит школой в местечке Orge. В 1930-х годах эстонизирует фамилию на Anari.  По воспоминаниям близких, Карл Адамсон был активным общественным деятелем: руководил хором и оркестром, сам играл на скрипке, а супруга на пианино. Скончался наш первый учитель осенью 1945 года.


Karl Adamson (Anari) и его первая супруга - Adele Johanna Birk (1884 - 1906)


Karl Adamson и его семья



Первыми учителями нашей школы не случайно были эстонцы. Во-первых, как видно из списка,чуть ли не половина учащихся имела эстонские фамилии. Староверы, скорее всего по материальным причинам, детей в школу посылали неохотно. Во- вторых, эти учителя прекрасно владели русским языком и вели на нём уроки, как того требовал закон.
В отличии от дня сегодняшнего,численность
учеников в школе  постоянно росла: в 1898 - 86 чел. ,в 1899 - 96 чел., в 1900  уже 127 детей посещали училище. Правда, "посещали" - это громко сказано. Пропуски по неуважительной причине (см. таблицу ) были делом обычным и исчислялись подчас двузначными числами.




























   
Обложка и первая страница классного журнала за 1898/1899 уч. год. Обратите внимание, что занятия  начинались лишь в ноябре. Осень - пора "горячая" и дети были заняты по хозяйству. Школе приходилось с этим считаться... Или, может быть,  школа была открыта вовсе не в 1897 году, а лишь в ноябре 1898!

Вероятность этого очень велика. Никаких указаний на 1897 год ваш покорный слуга в Историческом архиве обнаружить не смог. Надеюсь, что пока... Единственный источник, где фигурирует эта дата - книга Е. Рихтер " Русское население западного Причудья" . При всём уважении к автору, надо признать, что в этой обстоятельной работе встречаются порой факты, не соответствующие действительности. Так, например, на стр. 252 читаем : " С 1904 г. в Калласте работала уже 6-классная школа. Директор её, приехавший из Петербурга, и работавшие с ним 6 учителей были людьми молодыми, знакомыми с задачами, поставленными земством перед сельскими школами". В сентябре 1904 года училище в Красных горах, действительно, возобновило работу после 3-летнего перерыва, но назначенный руководителем Виктор Елисеевич Орлов приехал не из Петербурга, из из соседней деревни Нина, где руководил предыдущие несколько лет местной школой. Вместо 6 молодых учителей в начале 1905 года к работе приступила лишь супруга директора, Христина Эрнестовна Орлова , в девичестве Jürvetson. Да и именовалась наша школа на тот момент отнюдь не шести , а лишь 2-х классным министерским училищем. Исходя из  вышесказанного, рискну предположить, что и с годом основания не всё так однозначно...


И всё-таки 1898 год!!!





Теперь уже однозначно!!! Слева приведена выдержка из газеты "Олевик" от 10 ноября 1898 года. В несколько вольном переводе её содержание звучит так:

"В воскресенье 1 ноября сего года в деревне Калласте  Кокоровской волости  открыло свои двери однокласcное  министерское училище, которое сразу же приступило к работе.  В торжестве по этому случаю приняли участие  инспектор народных училищ Юрьевского уезда, комиссар по крестьянским  делам, младший помощник начальника учебного округа и другие важные гости, приглашённые руководителем училища.  Поскольку большинство жителей Калласте составляют русские, освятить школу попросили  православного священника из деревни Нина. Речи произнесли:  господин инспектор народных училищ, директор школы, а также господин Хуго Треффнер ( основатель частной мужской гимназии в Тарту прим. автора).  В завершении для гостей был дан праздничный обед.
Уже  давно деревня Калласте с населением в полторы тысячи человек нуждалась в школе. И, наконец, сегодня, благодаря стараниям инспектора народных училищ, цель достигнута. Учебное заведение расположилась всего в 30 саженях от кабака, своего естественного противника, с которым , будем надеяться, оно начнёт борьбу.  Посмотрим, кто победит.  Автору этих строк выпала честь присутствовать на торжественном обеде по случаю открытия школы. В выступлениях важных гостей звучала радость по поводу произошедшего события, а также твёрдая уверенность в  необходимости закрыть  местный кабак.  Таким образом с открытием школы в Калласте положено начало борьбе со злоупотреблением спиртным и, Бог даст, это принесёт хорошие плоды."





Как говорится, лучше поздно, чем никогда. За подсказку в поиске вышеозначенной информации особая благодарность Андрусу Каземаа ( Andrus Kasemaa), создателю преинтереснейшего блога об истории волости Кокора kokoravald.blogspot.com

                                                              Иван Кондаков

Любопытный документ от 12 марта 1899 года :"О назначении профессора Императорского Юрьевского Университета Кондакова Ивана Лаврентьевича почётным блюстителем Красногорского одноклассного училища".

Должность, конечно, формальная, вряд ли уважаемый профессор, первооткрыватель искусственного каучука, когда либо посещал нашу школу. Хотя...

А ведь посещал!!!
                                                   

По крайней мере, один раз - 3 января 1900 года. В газете "Олевик" читаем:
"Поскольку в Калласте никогда ранее не было школы, то, по просьбе местного населения и с разрешения инспектора народных училищ г. Гравита, в прошлом году здесь открыло свои двери одноклассное министерское училище. Пока школа располагается на съёмной квартире, но есть надежда, что в наступившем году будет построено новое здание, которое училищу жизненно необходимо, т.к. нынешнее помещение слишком тесное. 3 января  школа отметила первую годовщину своего существования. Праздник прошёл вокруг новогодней ёлки. Присутствовало немало  высокопоставленных гостей: почётный блюститель Красногорского министерского училища профессор Кондаков, инспектор народных училищ Юрьевского уезда г. Гравит, преподаватель реальной гимназии  г. Шаталов и др. Праздник начался с молитвы, затем был исполнен государственный гимн , а  г. Шаталов рассказал об истории новогодней ёлки. Ученики  спели  несколько псалмов на русском и эстонском языках. Инспектор народных училищ г. Гравит произнёс речь о важности образования и об ответственности учителей, особенно в таких местах, где раньше никогда не было школы. Он также призвал родителей принять активное участие в жизни школы и поддержать учителей в их нелёгком труде. Затем присутствующим были показаны туманные картинки о визите Государя императора с супругой в Египет, а почётный блюститель училища профессор Кондаков раздал ученикам и гостям  праздника подарки, книги и учебные принадлежности. Для важных господ  спели «Многая лета». Завершился праздник фейерверком и застольем, в котором, помимо вышеназванных гостей, приняли участие и другие приглашённые лица. Вновь звучали весёлые поздравления и пожелания долгих лет жизни. Праздник получился красивый и оставил у всех присутствовавших приятные воспоминания. На местных жителей он также произвёл неизгладимое впечатление."
Газета "Олевик", 1900 г., 18 января





После ухода Ивана Корица школой в течении двух последующих лет (1899 - 1901) руководил выходец из Рязанской губернии Дмитрий Дмитриевич Богоявленский. О его жизни известно немного. Родился в 1871 году в семье члена рязанского окружного суда, закончил в родном городе духовное училище и  6 лет преподавал в начальных школах Могилёвской губернии. В 1898 году внезапно оставляет службу по "семейным обстоятельствам" и перебирается в Лифляндскую губернию, где получает должность руководителя Красногорского одноклассного училища.Такая резкая перемена места жительства неудивительна: в период "русификации" шла активная " вербовка" русскоязычных учителей в Прибалтийские губернии, где последним предлагали более высокие оклады и прочие "социальные льготы". Другой стороной этого процесса было массовое увольнение эстонских и немецких учителей по причине "скудного владения государственным языком". Судя по всему, Дмитрий Богоявленский был нацелен на карьерный рост и служба в провинциальной школе вряд ли отвечала его амбициям. В 1901 году он перебирается в Тарту, где поначалу соглашается  на должность помощника классного наставника в реальном училище с правом преподавания чистописания в начальных классах. И это после руководства школой!!! Но университетский город открывает перед педагогом широкие перспективы. С 1906 года Дмитрий Богоявленский уже полноправный учитель в Юрьевской мужской гимназии, а с 1910 - экзекутор ( завхоз) при Тартуском университете. Переезду в Лифляндскую губернию и карьерному росту Дмитрия Дмитриевича немало поспособствовал его родной брат Александр - профессор химии Юрьевского университета. В 1918 году, с приходом немцев, университет эвакуируют в Воронеж, туда же переезжает  большинство русских преподавателей, в том числе и братья Богоявленские. Александр Дмитриевич станет основателем химического факультета Воронежского университета. Как сложилась  судьба нашего бывшего директора - Дмитрия Дмитриевича Богоявленского, мне пока не известно. Могу лишь добавить, что в разные годы он был награждён медалью "За  труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года" и Орденом Св. Станислава 3-ей степени.


В 1901 году, вероятно в целях экономии средств, Красногорское министерское училище закрывают, а имущество передают расположенному в Торила Кокоровскому двухклассному училищу. Судя по всему, последнее не справляется с возросшим количеством учеников, и осенью 1904 года школа в Красных горах возобнавляет свою деятельность.
Возглавил и
руководил ею бессменно до конца 1920-х годов выходец из дер. Нина Виктор Орлов. В 1905 году  появилась и вторая учительница, его супруга Христина Эрнестовна Орлова (Christina Ernsti t. Jürvetson). Кстати, оба православные, староверам  путь в учителя пока был закрыт!!!
Сохранилась биография Виктора Орлова, написанная им собственноручно для юбилейного альбома к 100-летию Тартуской учительской семинарии. Оказывается, конкурс на профессию педагога на рубеже веков был огромен - 5 человек на место!!! Можно представить радость сына каменщика из д. Нина,  зачисленного на первый курс, да ещё и за казённый счёт. По окончании семинарии в 1900 году молодого специалиста распределяют в церковно-приходскую школу на Сааремаа. Это был, как пишет  Виктор Орлов, счастливейший период его жизни. Но затем в события вмешивается... мама, судя по всему, женщина властная и непреклонная. По её требованию сын пишет заявление о переводе его учителем в родную школу. "К моему глубокому разочарованию, - вспоминает будущий директор -положительный ответ пришёл уже через месяц и я до последнего откладывал переезд. Вместо 10 августа явился лишь в октябре". Отработав 3 года в Нинаской начальной школе, Виктор Орлов, судя по всему с огромной радостью, принимает предложение начальства о переводе его во вновь открытое Красногорское министерское училище. Здесь он отработает 25 лет!!!

Оригинал автобиографии доступен здесь.



Виктор Орлов среди выпускников Тартуской учительской семинарии ( 3-й ряд сверху, крайний справа) 1900 г.




Виктор и Христина Орловы ( 1902 г.)                     Виктор Орлов (1929 г)




Эти два человека и стояли у истоков образования в нашем городе. Иногда появлялся третий учитель, но, как правило, долго не задерживался. Нагрузка по 32 - 35 часов в неделю,120 учеников  и 360 рублей в год (зарплата квалифицированного рабочего). В училище было 5 отделений ( классов) , но согласно  донесению от 19.03.1916 года, в четвёртом отделении было всего 4 ученика, а в пятом и вовсе 1. Виктор Орлов жалуется, что учёбу приходится прекращать уже в апреле, так как родители забирают детей для работы в поле и на озере. Постоянная нехватка керосина и дров, необходимость оплачивать работу уборщиц из своего кармана, склоки с владельцем здания Иосифом Долгошевым подрывают его здоровье (Виктор Орлов умрёт от туберкулёза лёгких).

Переписка Виктора Орлова с вышестоящим начальством ( 1914 - 1917 ) сохранилась.

Любопытное чтение. Позволю себе компиляцию из нескольких, наиболее запомнившихся моментов...


В отличие от дня сегодняшнего недостатка в учениках школа не испытавала, скорее наоборот. Виктор Орлов постоянно сетует, что не может принять всех желающих. Выход нашли весьма оригинальный: за 7- дневный пропуск занятий следовало отчисление из школы  и на место выбывшего ученика тут же брали нового. Как просто...














Школа помещалась в частном доме и стычки с хозяином стали неотъемлемой частью работы директора. Арендная плата в 100 рублей за год была видимо не очень убедительна и желание что-либо чинить ( печи, двери, окна...) у владельца здания отсутствовало напрочь...






















Из донесений директора следует, что    головной болью была нехватка учителей.
Некий священник наотрез отказался вести Закон Божий для одного класса ( 5 - 6 человек) за 60 рублей в год,и на Виктора Орлова тут же "повесили" этот предмет, но уже для всей школы ( 120 учеников) и всего за 30 рублей в год.
Бедный директор жалуется, что не может вести столько уроков, он и так находится в школе до 6 часов вечера, а потом ещё проверка тетрадей, отчеты и т.п.

С горя он берёт на работу даже урядника, правда последний через полгода уволится,не вынеся тягот учительского труда, да и 30 рублей в год его явно не вдохновляли...















Во многих письмах сквозит откровенная неприязнь малообеспеченного интеллигента к миру наживы, будь то владелец школьного здания, игнорирующий просьбы о починке печи без адекватного вознаграждения, или управляющий имением Алатскиви, непомерно завышающий цену дров. Везде требуют деньги вперёд и наличными. Отчаявшийся директор ездит по усадьбам в поисках дров и керосина за умеренную плату,оплачивает часть счетов из своего кармана и слёзно просит у начальства: денег, денег, денег...












Помимо работы учителем и директором, на Викторе Орлове масса иных обязанностей: он хлопочет об открытии детского садика, доказывая, что за 50 копеек в месяц родители наверняка отправят туда маленьких детей; предлагает открыть в бывшем кабаке чайную и библиотеку.
Правда, к чайной красногорцы отнеслись довольно прохладно, подписались всего 20 человек. Наверное, насторожило название - "Комитет попечительства о народной трезвости"...


















 
Патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью образования, но религиозные нормы накладывали ограничения даже на проявление верноподданических чувств...

 

Дети есть дети и "ноу-хау" никогда не помешает... "Волшебный фонарь" , прототип современных диапроекторов, активно использовался на тогдашних уроках. С появлением кинематографа утратил своё значение.                                                                                                  




Интересовалось начальство и отношением староверов к урокам "Закона Божьего", ведь информация на них преподносилась с православной " точки зрения".



К сожалению, подчас на директора возлагали и функции внештатного сотрудника Жандармского управления.


При всех тяготах супругов Орловых на ниве образования, надо признать, что результат учительского труда был налицо...



Подписи под прошением об открытии в Калласте еженедельного рынка ( 1904 год)
Лишь за нескольких человек расписались другие...



           


Свидетельство об окончании Красногорского училища Скороходовым Тимофеем Ивановичем в 1922 году. Между прочим, будущий поселковый старейшина...

     
      Поселковое правление ( конец 1930 -х)


Судьба Ивана Ивановича Картёжникова - следующего директора нашей школы, во многом схожа с биографией Виктора Елисеевича Орлова. Как и последний, он родился в семье каменщика из д. Нина, правда несколько  позже, в 1885 году. В 1899 году, окончив  начальное училище в родной деревне,  молодой человек, по совету местного священника, подаёт заявление в Тартускую учительскую семинарию. Думается, пример Виктора Орлова, закончившего это же учебное заведение в 1900 году, вдохновлял молодого абитуриента. Удача улыбнулась Ивану Картёжникову и он, после сдачи непростых экзаменов, был зачислен на «казённый кошт» вышеназванной семинарии. Начались учебные будни, которые наш будущий директор очень ярко живописует в своих воспоминаниях ( доступны здесь). Позволю себе выдержки из оных, касательно распорядка дня будущих педагогов: подъем в 6.00, затем утренняя молитва и чаепитие. С 8.00 до 14.00 занятия, после чего обед и до 17.00 свободное время. Последующие три часа отводились на подготовку к урокам. В 20.00 был ужин, а после вечерней молитвы в 21.00 – отбой. Нынешние студенты подобный распорядок расценили бы как ущебление прав человека… До финиша в 1904 году добрался лишь 21 ученик из 36 поступивших в семинарию  Среди них был и Иван Картёжников. Будущее рисовалось молодому специалисту в радужных тонах. Уверенной походкой он вошёл в кабинет инспектора народных училищ Тростникова  и представился: «Учитель Картёжников!» . « Какой Вы учитель? Вы просто окончивший семинарию.» - услышал он в ответ. «Раз у меня есть диплом, значит я учитель» - не удержался  Иван. « Ах вот как!!! Ну, таких учителей нам не нужно.» - отрубил инспектор и попросил закрыть за собой дверь. Вместо престижного министерского училища, дерзкого выпускника ждало распределение в церковно-приходскую школу в Вана – Лайтсма на должность кистера, где ему пришлось преподавать нелюбимое им духовное пение. Революция 1905 года и набиравшие силу антицерковные настроения среди учеников тоже не способствовали  удовлетворённости  молодого педагога своей работой. Рискнув попросить того же Тростникова о переводе в другую школу, Иван Картёжников был немало удивлён положительному ответу. Похоже, инспектор оказался не злопамятным. Новым местом службы стало двухклассное министерское училище в Лохусуу, откуда три года спустя Картёжникова переводят в д. Саадъярве учителем в педагогический класс местной школы. Работа была трудная, но интересная: приходилось готовить будущих абитуриентов к поступлению в Учительскую семинарию. В 1911 году открылись вакансии руководителей в двух школах Тартуского уезда и перспективному педагогу предложили на выбор одну из них. Иван Иванович  выбирает Кокоровское министерское училище ( к дому поближе!), которым и руководил бессменно до 1929 года. После ухода из-за болезни Виктора Орлова, опытному руководителю  предложили возглавить начальную школу в Калласте. На этой должности Иван Картёжников пробудет  всего 4 года. В начале 1933 он подаст прошение о выходе на пенсию. Это в 48 то лет!!! Причин столь скоропалительного решения  я не знаю. Может, здоровье подвело, может сказались последствия конфликта с поселковой управой, недовольной законным требованием учителей выплатить задолженность по зарплате, может, просто, устал человек… Дальнейшая судьба Ивана Картёжникова мне пока неизвестна.


Основное здание школы с 1904 по 1945 год ( бывший дом семьи Долгошевых. Здесь, кстати ,родился поэт Алексис Раннит, он же Алексей Константинович Долгошев)



                                                                                                                                                                                                                                     

Одновременно отдельные классы занимались в 1920 - 1930 -х годах и в этих зданиях.

     
Увы, в 1945 году верхний этаж этого                                  Современный вид
симпатичного дома сгорел ( зима, печное

отопление...)



        На главную                                                     Не хлебом единым... ( продолжение)