aslend62 (aslend62) wrote,
aslend62
aslend62

Categories:
  • Mood:

Не хлебом единым...

Вы, конечно, догадались, о чём пойдёт речь. Да, да о них, об очагах культуры духовной... Иные из них, увы, погасли, другие едва теплятся. Как говорится, вспомним всех поимённо..



Школа

         


Символика нашей школы


Первые школы у русских Западного причудья появились в связи с постройкой православных церквей. В 1839 году были открыты церковно - приходские школы в Муствее , Лохусуу и Тихеда, а в 1847 в деревне Нина. Цель их создания очевидна - оградить местных  детей от влияния староверов.
Из архивных документов видно, что это была главная головная боль православных священников. С какой неподдельной радостью они сообщали начальству о каждом перешедшем из "раскола" в "истинную веру", не забыв  упомянуть и о своих заслугах. Правда, на командировки в гущу раскольников( в те же Красные горы) соглашались с большой неохотой и требовали в сопровождение урядника. В конце докладов, больше похожих на доносы ,с прискорбием констатировали, что раскольников меньше не становится. Причину видели не в своей беспомощности и неубедительности, а в чрезмерной плодовитости " блудно живущих" сектантов и бесконтрольной деятельности "расколоучителей".
В этом контексте понятно желание православной церкви открыть в старообрядческих деревнях свои школы. Но староверы в эти школы не шли и детей своих учили на дому в т.н. " тётенькиных школах", где учителями были авторитетные и грамотные члены общины. Учили в первую очередь старославянскому языку и чтению богослужебных книг ( Часослов, Псалтырь и др.). Обучение было платное ( 1 рубль в месяц с ученика) и регулярное ( с 8.00 до 16.00, кроме воскресенья). Учили также читать и писать "по - русски"( новым шрифтом), т.к. спрос на грамотных людей был большой. Такие школы существовали ещё в 20 - 30-х годах прошлого века.

                                         

"Тётенькина" школа


Но надо признать , что посещали эти школы лишь дети обеспеченных родителей, имевшие свободное время, остальные с малых лет постигали азы труда физического. В прошении о разрешении на починку крыши молильного дома от 1884 года нет ни одной подписи...





Воспользовавшись восшествием на престол Александра Второго( 1855 - 1881), причудские староверы обратились к властям с просьбой об открытии в деревне Тихеда школы для своих детей, где избранные населением учителя обучали бы их чтению, письму и счёту. То ли опасаясь, что "раскольники " превратят выделенное под школу помещение в моленну, то ли смутила фраза " избранные населением учителя", но власти инициативу отклонили.
Красногорским детям предлагали посещать открывшуюся в 1807 году в Торила эстонскую школу, но "менять шило (православное) на мыло ( лютеранское)", да ещё и на чужом языке никто не хотел. Правда, с восшествием на престол Александра Третьего в Прибалтике началась "русификация" и в соседней эстонской школе обучение перевели на русский. Некоторые из местных детей её посещали...
   

 Здание эстонской школы в Торила

Кстати, с 1916 года в ней , естественно, на русском языке  учился Эдуард Тубин. Школой руководил Иван Картёжников. Не знаю как к музыке, но к игре в шахматы будущий композитор пристрастился именно здесь. В архиве есть документ о поощрении директора школы 40 рублями за организацию оркестра балалаечников, исполнявшего русские народные песни. Особо подчёркивалось, что песни русские, а дети эстонские...

И вот, наконец, свершилось!!! В 1897 году в дер. Красные горы было открыто одноклассное министерское училище. Поскольку находилось оно на балансе Министерства образования, а не Православной церкви, местные жители отнеслись к его появлению в целом благосклонно. Разместилась школа в частном доме...



Здание школы с 1898 по 1901 год (совр. вид)

                              То же здание в сер.1920-х годов


Обучение было платное ( аренда, отопление и т.д.) , но большинству семей по карману. Предметов поначалу всего четыре - арифметика, письмо,чтение и Закон Божий.

Имени первого руководителя училища я, к стыду своему, пока не знаю.
Архивные данные позволяют удверждать, что c ноября 1898 по ноябрь 1899  руководителем Красногорского министерского училища состоял Juhan Korits ( Иван Кориц). Поначалу он работал один, но в январе 1899 появился помощник учителя - Karl Eduard Adamson (Карл Адамсон).


Juhan Korits (1861 - 1945) закончил учительскую семинарию в Тарту. Преподавал на острове Кихну, в православной школе Колга - Яани и в Лохусу. В 1898 - 1899 годах был учителем Красногорского министерского училища. С 1899 до выхода на пенсию - вначале учитель, затем руководитель Первой начальной школы в Тарту. Активный участник национального движения. Собирал народные песни для Якоба Хурта, был членом Главного комитета по сбору денег на эстонское Александровское училище, входил в руководство общества "Ванемуйне".




О Карле Петровиче Адамсоне (1879 - 1945)(Karl Eduard Adamson) мне пока известно немного. Родом он был из волости Тяхтвере Тартуского уезда. Наша школа была его первым местом работы. Здесь он провёл полтора года (7.01.1899 - 1.05.1900). Затем некоторое время работал в Ториласком училище (1.05.1900 - 23.04.1901) и в волости Лаева (1901 - 1905). Женился на Аделе Бирк (1884 - 1906) (Adele Johanna Birk), которая родила ему дочь Камиллу (1905 - 1927) (Kamilla Adamson). Вскоре после родов супруга скончалась в возрасте 21 года. В августе 1905 года, в надежде на лучшие материальные условия, Карл Адамсон покидает Эстонию и переезжает в деревню Горецкая Новоузенского уезда Самарской губернии, где устраивается учителем-кистером в школу эстонских поселенцев. В 1907 году берёт в жёны сестру покойной супруги - Алиду Бирк (1887 - 1951) (Alide Wilhelmine Birk). У них появятся общие дети: дочери Salme (1911-1998) и Ida (1912 - 1932), и сын Erik (1916 - 1994). После отделения Эстонии от России Карл Адамсон по оптации возвращается в Эстонию. C 1922 года и вплоть до начала войны руководит школой в местечке Orge. В 1930-х годах эстонизирует фамилию на Anari.  По воспоминаниям близких, Карл Адамсон был активным общественным деятелем: руководил хором и оркестром, сам играл на скрипке, а супруга на пианино. Скончался наш первый учитель осенью 1945 года.


Karl Adamson (Anari) и его первая супруга - Adele Johanna Birk (1884 - 1906)


Karl Adamson и его семья



Первыми учителями нашей школы не случайно были эстонцы. Во-первых, как видно из списка,чуть ли не половина учащихся имела эстонские фамилии. Староверы, скорее всего по материальным причинам, детей в школу посылали неохотно. Во- вторых, эти учителя прекрасно владели русским языком и вели на нём уроки, как того требовал закон.
В отличии от дня сегодняшнего,численность
учеников в школе  постоянно росла: в 1898 - 86 чел. ,в 1899 - 96 чел., в 1900  уже 127 детей посещали училище. Правда, "посещали" - это громко сказано. Пропуски по неуважительной причине (см. таблицу ) были делом обычным и исчислялись подчас двузначными числами.




























   
Обложка и первая страница классного журнала за 1898/1899 уч. год. Обратите внимание, что занятия  начинались лишь в ноябре. Осень - пора "горячая" и дети были заняты по хозяйству. Школе приходилось с этим считаться... Или, может быть,  школа была открыта вовсе не в 1897 году, а лишь в ноябре 1898!

Вероятность этого очень велика. Никаких указаний на 1897 год ваш покорный слуга в Историческом архиве обнаружить не смог. Надеюсь, что пока... Единственный источник, где фигурирует эта дата - книга Е. Рихтер " Русское население западного Причудья" . При всём уважении к автору, надо признать, что в этой обстоятельной работе встречаются порой факты, не соответствующие действительности. Так, например, на стр. 252 читаем : " С 1904 г. в Калласте работала уже 6-классная школа. Директор её, приехавший из Петербурга, и работавшие с ним 6 учителей были людьми молодыми, знакомыми с задачами, поставленными земством перед сельскими школами". В сентябре 1904 года училище в Красных горах, действительно, возобновило работу после 3-летнего перерыва, но назначенный руководителем Виктор Елисеевич Орлов приехал не из Петербурга, из из соседней деревни Нина, где руководил предыдущие несколько лет местной школой. Вместо 6 молодых учителей в начале 1905 года к работе приступила лишь супруга директора, Христина Эрнестовна Орлова , в девичестве Jürvetson. Да и именовалась наша школа на тот момент отнюдь не шести , а лишь 2-х классным министерским училищем. Исходя из  вышесказанного, рискну предположить, что и с годом основания не всё так однозначно...


И всё-таки 1898 год!!!





Теперь уже однозначно!!! Слева приведена выдержка из газеты "Олевик" от 10 ноября 1898 года. В несколько вольном переводе её содержание звучит так:

"В воскресенье 1 ноября сего года в деревне Калласте  Кокоровской волости  открыло свои двери однокласcное  министерское училище, которое сразу же приступило к работе.  В торжестве по этому случаю приняли участие  инспектор народных училищ Юрьевского уезда, комиссар по крестьянским  делам, младший помощник начальника учебного округа и другие важные гости, приглашённые руководителем училища.  Поскольку большинство жителей Калласте составляют русские, освятить школу попросили  православного священника из деревни Нина. Речи произнесли:  господин инспектор народных училищ, директор школы, а также господин Хуго Треффнер ( основатель частной мужской гимназии в Тарту прим. автора).  В завершении для гостей был дан праздничный обед.
Уже  давно деревня Калласте с населением в полторы тысячи человек нуждалась в школе. И, наконец, сегодня, благодаря стараниям инспектора народных училищ, цель достигнута. Учебное заведение расположилась всего в 30 саженях от кабака, своего естественного противника, с которым , будем надеяться, оно начнёт борьбу.  Посмотрим, кто победит.  Автору этих строк выпала честь присутствовать на торжественном обеде по случаю открытия школы. В выступлениях важных гостей звучала радость по поводу произошедшего события, а также твёрдая уверенность в  необходимости закрыть  местный кабак.  Таким образом с открытием школы в Калласте положено начало борьбе со злоупотреблением спиртным и, Бог даст, это принесёт хорошие плоды."





Как говорится, лучше поздно, чем никогда. За подсказку в поиске вышеозначенной информации особая благодарность Андрусу Каземаа ( Andrus Kasemaa), создателю преинтереснейшего блога об истории волости Кокора kokoravald.blogspot.com

                                                              Иван Кондаков

Любопытный документ от 12 марта 1899 года :"О назначении профессора Императорского Юрьевского Университета Кондакова Ивана Лаврентьевича почётным блюстителем Красногорского одноклассного училища".

Должность, конечно, формальная, вряд ли уважаемый профессор, первооткрыватель искусственного каучука, когда либо посещал нашу школу. Хотя...

А ведь посещал!!!
                                                   

По крайней мере, один раз - 3 января 1900 года. В газете "Олевик" читаем:
"Поскольку в Калласте никогда ранее не было школы, то, по просьбе местного населения и с разрешения инспектора народных училищ г. Гравита, в прошлом году здесь открыло свои двери одноклассное министерское училище. Пока школа располагается на съёмной квартире, но есть надежда, что в наступившем году будет построено новое здание, которое училищу жизненно необходимо, т.к. нынешнее помещение слишком тесное. 3 января  школа отметила первую годовщину своего существования. Праздник прошёл вокруг новогодней ёлки. Присутствовало немало  высокопоставленных гостей: почётный блюститель Красногорского министерского училища профессор Кондаков, инспектор народных училищ Юрьевского уезда г. Гравит, преподаватель реальной гимназии  г. Шаталов и др. Праздник начался с молитвы, затем был исполнен государственный гимн , а  г. Шаталов рассказал об истории новогодней ёлки. Ученики  спели  несколько псалмов на русском и эстонском языках. Инспектор народных училищ г. Гравит произнёс речь о важности образования и об ответственности учителей, особенно в таких местах, где раньше никогда не было школы. Он также призвал родителей принять активное участие в жизни школы и поддержать учителей в их нелёгком труде. Затем присутствующим были показаны туманные картинки о визите Государя императора с супругой в Египет, а почётный блюститель училища профессор Кондаков раздал ученикам и гостям  праздника подарки, книги и учебные принадлежности. Для важных господ  спели «Многая лета». Завершился праздник фейерверком и застольем, в котором, помимо вышеназванных гостей, приняли участие и другие приглашённые лица. Вновь звучали весёлые поздравления и пожелания долгих лет жизни. Праздник получился красивый и оставил у всех присутствовавших приятные воспоминания. На местных жителей он также произвёл неизгладимое впечатление."
Газета "Олевик", 1900 г., 18 января





После ухода Ивана Корица школой в течении двух последующих лет (1899 - 1901) руководил выходец из Рязанской губернии Дмитрий Дмитриевич Богоявленский. О его жизни известно немного. Родился в 1871 году в семье члена рязанского окружного суда, закончил в родном городе духовное училище и  6 лет преподавал в начальных школах Могилёвской губернии. В 1898 году внезапно оставляет службу по "семейным обстоятельствам" и перебирается в Лифляндскую губернию, где получает должность руководителя Красногорского одноклассного училища.Такая резкая перемена места жительства неудивительна: в период "русификации" шла активная " вербовка" русскоязычных учителей в Прибалтийские губернии, где последним предлагали более высокие оклады и прочие "социальные льготы". Другой стороной этого процесса было массовое увольнение эстонских и немецких учителей по причине "скудного владения государственным языком". Судя по всему, Дмитрий Богоявленский был нацелен на карьерный рост и служба в провинциальной школе вряд ли отвечала его амбициям. В 1901 году он перебирается в Тарту, где поначалу соглашается  на должность помощника классного наставника в реальном училище с правом преподавания чистописания в начальных классах. И это после руководства школой!!! Но университетский город открывает перед педагогом широкие перспективы. С 1906 года Дмитрий Богоявленский уже полноправный учитель в Юрьевской мужской гимназии, а с 1910 - экзекутор ( завхоз) при Тартуском университете. Переезду в Лифляндскую губернию и карьерному росту Дмитрия Дмитриевича немало поспособствовал его родной брат Александр - профессор химии Юрьевского университета. В 1918 году, с приходом немцев, университет эвакуируют в Воронеж, туда же переезжает  большинство русских преподавателей, в том числе и братья Богоявленские. Александр Дмитриевич станет основателем химического факультета Воронежского университета. Как сложилась  судьба нашего бывшего директора - Дмитрия Дмитриевича Богоявленского, мне пока не известно. Могу лишь добавить, что в разные годы он был награждён медалью "За  труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года" и Орденом Св. Станислава 3-ей степени.


В 1901 году, вероятно в целях экономии средств, Красногорское министерское училище закрывают, а имущество передают расположенному в Торила Кокоровскому двухклассному училищу. Судя по всему, последнее не справляется с возросшим количеством учеников, и осенью 1904 года школа в Красных горах возобнавляет свою деятельность.
Возглавил и
руководил ею бессменно до конца 1920-х годов выходец из дер. Нина Виктор Орлов. В 1905 году  появилась и вторая учительница, его супруга Христина Эрнестовна Орлова (Christina Ernsti t. Jürvetson). Кстати, оба православные, староверам  путь в учителя пока был закрыт!!!
Сохранилась биография Виктора Орлова, написанная им собственноручно для юбилейного альбома к 100-летию Тартуской учительской семинарии. Оказывается, конкурс на профессию педагога на рубеже веков был огромен - 5 человек на место!!! Можно представить радость сына каменщика из д. Нина,  зачисленного на первый курс, да ещё и за казённый счёт. По окончании семинарии в 1900 году молодого специалиста распределяют в церковно-приходскую школу на Сааремаа. Это был, как пишет  Виктор Орлов, счастливейший период его жизни. Но затем в события вмешивается... мама, судя по всему, женщина властная и непреклонная. По её требованию сын пишет заявление о переводе его учителем в родную школу. "К моему глубокому разочарованию, - вспоминает будущий директор -положительный ответ пришёл уже через месяц и я до последнего откладывал переезд. Вместо 10 августа явился лишь в октябре". Отработав 3 года в Нинаской начальной школе, Виктор Орлов, судя по всему с огромной радостью, принимает предложение начальства о переводе его во вновь открытое Красногорское министерское училище. Здесь он отработает 25 лет!!!

Оригинал автобиографии доступен здесь.



Виктор Орлов среди выпускников Тартуской учительской семинарии ( 3-й ряд сверху, крайний справа) 1900 г.




Виктор и Христина Орловы ( 1902 г.)                     Виктор Орлов (1929 г)




Эти два человека и стояли у истоков образования в нашем городе. Иногда появлялся третий учитель, но, как правило, долго не задерживался. Нагрузка по 32 - 35 часов в неделю,120 учеников  и 360 рублей в год (зарплата квалифицированного рабочего). В училище было 5 отделений ( классов) , но согласно  донесению от 19.03.1916 года, в четвёртом отделении было всего 4 ученика, а в пятом и вовсе 1. Виктор Орлов жалуется, что учёбу приходится прекращать уже в апреле, так как родители забирают детей для работы в поле и на озере. Постоянная нехватка керосина и дров, необходимость оплачивать работу уборщиц из своего кармана, склоки с владельцем здания Иосифом Долгошевым подрывают его здоровье (Виктор Орлов умрёт от туберкулёза лёгких).

Переписка Виктора Орлова с вышестоящим начальством ( 1914 - 1917 ) сохранилась.

Любопытное чтение. Позволю себе компиляцию из нескольких, наиболее запомнившихся моментов...


В отличие от дня сегодняшнего недостатка в учениках школа не испытавала, скорее наоборот. Виктор Орлов постоянно сетует, что не может принять всех желающих. Выход нашли весьма оригинальный: за 7- дневный пропуск занятий следовало отчисление из школы  и на место выбывшего ученика тут же брали нового. Как просто...














Школа помещалась в частном доме и стычки с хозяином стали неотъемлемой частью работы директора. Арендная плата в 100 рублей за год была видимо не очень убедительна и желание что-либо чинить ( печи, двери, окна...) у владельца здания отсутствовало напрочь...






















Из донесений директора следует, что    головной болью была нехватка учителей.
Некий священник наотрез отказался вести Закон Божий для одного класса ( 5 - 6 человек) за 60 рублей в год,и на Виктора Орлова тут же "повесили" этот предмет, но уже для всей школы ( 120 учеников) и всего за 30 рублей в год.
Бедный директор жалуется, что не может вести столько уроков, он и так находится в школе до 6 часов вечера, а потом ещё проверка тетрадей, отчеты и т.п.

С горя он берёт на работу даже урядника, правда последний через полгода уволится,не вынеся тягот учительского труда, да и 30 рублей в год его явно не вдохновляли...















Во многих письмах сквозит откровенная неприязнь малообеспеченного интеллигента к миру наживы, будь то владелец школьного здания, игнорирующий просьбы о починке печи без адекватного вознаграждения, или управляющий имением Алатскиви, непомерно завышающий цену дров. Везде требуют деньги вперёд и наличными. Отчаявшийся директор ездит по усадьбам в поисках дров и керосина за умеренную плату,оплачивает часть счетов из своего кармана и слёзно просит у начальства: денег, денег, денег...












Помимо работы учителем и директором, на Викторе Орлове масса иных обязанностей: он хлопочет об открытии детского садика, доказывая, что за 50 копеек в месяц родители наверняка отправят туда маленьких детей; предлагает открыть в бывшем кабаке чайную и библиотеку.
Правда, к чайной красногорцы отнеслись довольно прохладно, подписались всего 20 человек. Наверное, насторожило название - "Комитет попечительства о народной трезвости"...


















 
Патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью образования, но религиозные нормы накладывали ограничения даже на проявление верноподданических чувств...

 

Дети есть дети и "ноу-хау" никогда не помешает... "Волшебный фонарь" , прототип современных диапроекторов, активно использовался на тогдашних уроках. С появлением кинематографа утратил своё значение.                                                                                                  




Интересовалось начальство и отношением староверов к урокам "Закона Божьего", ведь информация на них преподносилась с православной " точки зрения".



К сожалению, подчас на директора возлагали и функции внештатного сотрудника Жандармского управления.


При всех тяготах супругов Орловых на ниве образования, надо признать, что результат учительского труда был налицо...



Подписи под прошением об открытии в Калласте еженедельного рынка ( 1904 год)
Лишь за нескольких человек расписались другие...



           


Свидетельство об окончании Красногорского училища Скороходовым Тимофеем Ивановичем в 1922 году. Между прочим, будущий поселковый старейшина...

     
      Поселковое правление ( конец 1930 -х)


Судьба Ивана Ивановича Картёжникова - следующего директора нашей школы, во многом схожа с биографией Виктора Елисеевича Орлова. Как и последний, он родился в семье каменщика из д. Нина, правда несколько  позже, в 1885 году. В 1899 году, окончив  начальное училище в родной деревне,  молодой человек, по совету местного священника, подаёт заявление в Тартускую учительскую семинарию. Думается, пример Виктора Орлова, закончившего это же учебное заведение в 1900 году, вдохновлял молодого абитуриента. Удача улыбнулась Ивану Картёжникову и он, после сдачи непростых экзаменов, был зачислен на «казённый кошт» вышеназванной семинарии. Начались учебные будни, которые наш будущий директор очень ярко живописует в своих воспоминаниях ( доступны здесь). Позволю себе выдержки из оных, касательно распорядка дня будущих педагогов: подъем в 6.00, затем утренняя молитва и чаепитие. С 8.00 до 14.00 занятия, после чего обед и до 17.00 свободное время. Последующие три часа отводились на подготовку к урокам. В 20.00 был ужин, а после вечерней молитвы в 21.00 – отбой. Нынешние студенты подобный распорядок расценили бы как ущебление прав человека… До финиша в 1904 году добрался лишь 21 ученик из 36 поступивших в семинарию  Среди них был и Иван Картёжников. Будущее рисовалось молодому специалисту в радужных тонах. Уверенной походкой он вошёл в кабинет инспектора народных училищ Тростникова  и представился: «Учитель Картёжников!» . « Какой Вы учитель? Вы просто окончивший семинарию.» - услышал он в ответ. «Раз у меня есть диплом, значит я учитель» - не удержался  Иван. « Ах вот как!!! Ну, таких учителей нам не нужно.» - отрубил инспектор и попросил закрыть за собой дверь. Вместо престижного министерского училища, дерзкого выпускника ждало распределение в церковно-приходскую школу в Вана – Лайтсма на должность кистера, где ему пришлось преподавать нелюбимое им духовное пение. Революция 1905 года и набиравшие силу антицерковные настроения среди учеников тоже не способствовали  удовлетворённости  молодого педагога своей работой. Рискнув попросить того же Тростникова о переводе в другую школу, Иван Картёжников был немало удивлён положительному ответу. Похоже, инспектор оказался не злопамятным. Новым местом службы стало двухклассное министерское училище в Лохусуу, откуда три года спустя Картёжникова переводят в д. Саадъярве учителем в педагогический класс местной школы. Работа была трудная, но интересная: приходилось готовить будущих абитуриентов к поступлению в Учительскую семинарию. В 1911 году открылись вакансии руководителей в двух школах Тартуского уезда и перспективному педагогу предложили на выбор одну из них. Иван Иванович  выбирает Кокоровское министерское училище ( к дому поближе!), которым и руководил бессменно до 1929 года. После ухода из-за болезни Виктора Орлова, опытному руководителю  предложили возглавить начальную школу в Калласте. На этой должности Иван Картёжников пробудет  всего 4 года. В начале 1933 он подаст прошение о выходе на пенсию. Это в 48 то лет!!! Причин столь скоропалительного решения  я не знаю. Может, здоровье подвело, может сказались последствия конфликта с поселковой управой, недовольной законным требованием учителей выплатить задолженность по зарплате, может, просто, устал человек… Дальнейшая судьба Ивана Картёжникова мне пока неизвестна.


Основное здание школы с 1904 по 1945 год ( бывший дом семьи Долгошевых. Здесь, кстати ,родился поэт Алексис Раннит, он же Алексей Константинович Долгошев)



                                                                                                                                                                                                                                     

Одновременно отдельные классы занимались в 1920 - 1930 -х годах и в этих зданиях.

     
Увы, в 1945 году верхний этаж этого                                  Современный вид
симпатичного дома сгорел ( зима, печное

отопление...)



        На главную                                                     Не хлебом единым... ( продолжение)
Subscribe

  • Немного истории...

    Из серии "Красногорцы на фронтах Великой войны" Печальная судьба "Паллады" и Северьяна... В метрической книге…

  • Немного истории...

    Из серии «История одной семьи» Две сестры - две судьбы... Погружаясь в историю Калласте, поймал себя на мысли, что питаю…

  • Немного истории...

    Из серии "Дела старообрядческие" Подозрительная перепись... 15 марта 1839 года "Его Высокопревосходительству…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments