?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


За что же православные так не любили староверов? Создаётся впечатление , что в отношении к «раскольникам» со стороны государственной церкви было что-то личное, я бы сказал, семейное…Староверы в глазах православных  выглядели этакой  неверной женой, бросившей своего благочестивого супруга.  Ну разве не обидно!!! Вдвойне обидно, что возвращаться не собирается, как её  не вразумляют. Поэтому в «сообщениях с мест» всячески подчёркивалась  «отсталость» и «нецивилизованность» старообрядцев: ни тебе священников, ни тебе браков, да ещё и молитву за царя возносить отказываются. Как говорится, нет слов…Иногда мне кажется, что имело место два подхода к  проблеме "раскольников"– церковный и чиновничий. Православная церковь стремилась всячески  очернить старообрядцев, порой намеренно сгущая краски, чиновники же были настроены более миролюбиво и беззлобно… Хотя ,возможно, я ошибаюсь. Привожу фрагменты из двух документов с сохранением стилистических и орфографических особенностей письма.

Донесение Рижского архиепископа Платона на имя Лифляндского Губернатора от 16 октября 1858 года
" Святейший Князь
Милостивый Государь
Дерптский Благочестивый  протоиерей Алексеев донёс мне, что проживающие в прибрежных к Пейпусу приходах раскольники постоянно и немилосердно осыпают  разными насмешками и ругательствами тамошних  православных лиц, в особенности же новоприсоединённых из раскола, за принятие Православия и исполнения христианских обязанностей, называя присоединение к Святой Церкви преданием сатане, Св. Миропомазание – наложением печати антихриста, приобщение Св. Таинств – ядением каши, хождение в Св. Храм – посещением хлева и т.п., а от сего происходит, что иные из православных бывают у исповеди и Св. Причастия не в приходских своих церквях, как  бы следовало по ст. 103 устава Духовной Консистории, а в округах более и менее удалённых от первых. Некоторые на долгое время уклоняются от  исполнения Христианских обязанностей , а иные и вовсе отпадают от Св. Церкви. Например, Воронейского прихода Феллинский мещанин Афиноген Павлов Кулаков  рассказывал местному священнику о прописанных действиях раскольников... Кто именно из раскольников ругается и насмехается над православными, сие последние не объявляют, часто  из опасения суда и неизбежных с ним проволочек, а более из-за боязни мщения со стороны раскольников."
Губернатор приказал провести расследование, в ходе которого выяснилось, что многое из изложенного в письме , мягко говоря, не соответствует действительности...



Подробности этой истории читайте здесь...



Фрагменты  из донесения Лифляндского Губернатора Лизандера на имя Министра внутренних дел от 1868 года "в отношении раскольников Лифляндской Губернии"

"В течении 10 лет население раскольников Лифляндской Губернии, состоявшее в 1857 году из 12680 душ составило  в 1867 году 12990 душ, то есть увеличилось всего на 310 душ или средним числом ежегодно на 28 душ, что составляет 0,002%.
Незначительное увеличение числа раскольников  в Лифляндской  Губернии в продолжении 10 лет  отнюдь не происходило  от усиления их лжеучений, а  причина тому весьма естественная, заключающаяся в большом числе родившихся  против умерших..."

"Во-первых, у раскольников браки совершаются  по обоюдному согласию, иногда с соблюдением благословения в маленной от наставника, а чаще всего и без оного, как легко эти браки заключаются, также легко они и разрушаются, потому что Правительство не признаёт их законными и не принимает  под своё покровительство.
Во-вторых, по принципу этой секты молитва за Царя не должна быть возносима  как за Царя разноверного с ними, но в нынешнее время, когда стали смягчаться меры Правительства против раскола, явились у них наставники, которые  уже не признают за грех молиться за Царя, что,однако исполняется поместно и не повсюду..."

"Все раскольники Лифляндской Губернии  принадлежат к беспоповщинной секте,
принадлежащих же к одной из сект, признанных особенно вредной, среди них не имеется. Вообще же они принадлежат большею частию  к рабочему классу, живут весьма тихо и вовсе не имеют фанатического духа, почему и особенных коноводов между ними замечено не было и с давнего времени не было случаев совращения из православия в раскол, между тем как напротив того присоединение раскольников к православию или единоверческой церкви  случается ежегодно несколько примеров. Что касается лютеранского народонаселения Губернии, то оно представляет почву вовсе недоступную расколу."

                                              Полный текст  донесения читайте здесь...

Отношение староверов к императору Николаю Первому общеизвестно. Привожу два документа от 1835 года касательно браков старообрядцев с православными и занятии староверами общественных должностей... Как говорится, no comments...
















































                                Старообрядческая община г. Калласте

Поскольку общего руководства у старообрядцев не было, довольно быстро возникло много разных направлений, согласий и толков. Староверы нашего города первоначально принадлежали  ,пожалуй, к самому строгому и аскетичному   направлению - федосеевскому согласию.


Для федосеевцев характерны следующие принципы:


1. Отвергали " моление за царя", за что и преследовались более , чем другие. В отчётах "командированных" в Калласте в сер. 19 века православных священников это обвинение всегда стоит на первом месте.

2. Отвергали священников ( беспоповцы). Поскольку дониконовские "правильные" священники умерли, а новых готовить было негде, службу стали вести выбранные общиной грамотные миряне ( обычные люди) - наставники.

3. Отвергали церковные браки ( безбрачники). Раз нет священников, значит нет и брака. На первых порах даже запрещалось иметь детей, но позже семья была восстановлена , правда именовались муж и жена сожителями.

4. Из 7 христианских таинств из за отсутствия священников признавали лишь два: крещение и исповедь, поскольку они " для спасения нужнопотребные".


В наше время община принадлежит к поморскому согласию , то есть, оставаясь "беспоповцами", местные староверы  признают брак , на который может благославлять наставник.



Старообрядческий молильный дом (моленна) в Калласте. Благодаря стараниям многолетнего председателя общины Павла Петровича Варунина с каждым годом хорошеет...



Иконостас старообрядческой моленны в Калласте


                                        Внутреннее убранство церкви ( фотоальбом)


Первый молильный дом в дер. Красные Горы был  построен в 1802 году.
При Николае Первом в 1937 году он был опечатан, т.к. вопреки указу, запрещающему ремонт, его "втихую"произвели. Ценнейшие книги были изъяты, а колокол передали православной церкви в д. Нина. В революцию 1905/07 годов красногорцы, вооружившись пешнями двинулись его выручать, урядник едва остановил их.  В 1851 году моленну полностью разобрали, формально по причине угрозы обрушения. Материал был продан за 38 руб. 90 коп. из коих 8 руб. 30 коп. выдали тем, кто срывал , остальные раздали жителям, видимо, чтоб "подсластить пилюлю". Икон в моленной не обнаружили  , зато изъяли " 5 деревянных налоев, 2 шёлковые пелены и 2 деревянных подсвечника". В случае перехода в православие обещали всё вернуть и моленну отстроить за госуд. счёт. Желающих не нашлось, зато в феврале 1848г. рижский епископ Филарет сообщал рижскому губернатору Головину: "По запечатанию моленных в деревнях Красные горы и Колькья, тамошние наставники обратили частные дома в моленные и отправляют в них богослужение по ночам."
На все увещевания о переходе в православие звучал один и тот же ответ: " Оставьте нас в покое, в чём родились, в том и умрём, а за заблуждения свои мы сами хотим Господу ответить." Терпению православных священников пришёл конец и протоиерей Березский после посещения красногорских староверов пишет с досады:" Небесполезно самых говорливых вытребовать в Ригу для увещевания и притупления остроты языка ихнего, чтобы вогнать в страх других"
В 1856 году сам  Министр внутренних дел Сергей Ланской просил донести ему, чем увещевания красногорских раскольников закончилось. А ничем... Наступают либеральные времена Александра Второго и в 1865 году молильный дом отстраивают заново , через двадцать лет (1885) меняют крышу  и , наконец, в 1913 надстраивают колокольню. Колокол обошёлся в 1200 руб. Помимо прямого назначения, его звон помогал рыбакам в туманную погоду вернуться в берег.




Некоторых прихожан одолевали сомнения,  
которые отразились в анонимных доносах...  


































Официальный ответ расставил точки над i.
Колокольня стоит уже 100 лет.

















В том  же 1913 году община была впервые  официально зарегистрирована,




























 
за что немедленно  взыскали 6 руб. 15 коп.

Средства на содержание моленны собирали кружечным и "последоложным" порядком. Больше всего пожертвований поступало от рыбаков, вернувшихся с Ладоги. На бригаду ( 4 чел.) они зарабатывали в сезон 600 - 1000 рублей. Интересно, что отчисления в пользу церкви производились прямо на озере, поскольку существовал риск, что деньги до дома не довезут, слишком много в Петербурге соблазнов... Из числа рыбаков выбирали  трех авторитетных сборщиков, которые и привозили деньги с Ладоги. Взносы были добровольные , но... в моленной на Успеньё объявляли, кто сколько дал поимённо!!! В грязь лицом ударить никто не хотел, поэтому не мудрено, что 1200 рублей на колокол собрали довольно быстро.
Иконы для моленны привозили из Петербурга во время " хождения на Ладогу", а иконостас, говорят, выполнили на заказ монахи Соловецкого монастыря.







В "эстонское" время ( 1920 - 1940) самым значимым событием жизни красногорской общины  стало проведение в Калласте 17-19 июля 1928 г. 5-го Всеэстонского старобрядческого съезда. О разгоревшихся на нём дискуссиях подробнее...


На съезде присутствовали известные деятели старообрядческого движения ( на фото 1.  иконописец Пимен Софронов 2. иконописец Гавриил Фролов 3. общественный и политический деятель Пётр Баранин 4. председатель Красногорской общины Иосиф Долгошев 5. историк и краевед Иван Заволоко 6.  наставник Красногорской общины ( с 1935 года),  искусный переписчик рукописных книг Николай Кукин ( в сер. 1930-х был ненадолго арестован за нежелание проводить  службу по новому календарному стилю.) 7. Первый председатель Таллинской старообрядческой общины Филарет Пруссаков 8. Большой знаток знаменного пения, издатель журнала "Наставник" Лев Мурников .



Отношение Эстонской республики к местным староверам было в целом благожелательным. Единственный серьёзный конфликт случился в январе 1937 года. Газета Постимеес от 08.02.1937 сообщает по этому поводу буквально следующее: " Старообрядческий наставник получил наказание. Муствеэнский окружной судья наказал старообрядческого наставника из Калласте Николая Кукина (см. фото) штрафом в 50 крон или 25-дневным арестом за то, что последний отказался проводить рождественскую службу в установленное законом в соответствии с новым календарём время. Он провёл службу 9 и 10 января, нарушив тем самым закон о церквях и религиозных объединениях, а также положение о праздниках и праздничных днях."

Та же Постимеес от 01.07.1937 года информирует своих читателей ещё об одном недопонимании между местной и уездной властью по религиозному вопросу: "Пособия для старообрядцев не утверждены. Калластеское поселковое правление приняло решение оказать местной старообрядческой общине помощь в размере 250 крон. 150 крон планировалось выделить на обустройство кладбища и 100 крон на организацию школы старославянского языка. Тартуское уездное правление не утвердило это решение на том основании, что экономическое положение посёлка не настолько хорошо, чтобы выделять подобные пособия. Интересно,что решение того же собрания о выделении 500 крон местной пожарной дружине на покупку мотонасоса, уездная управа утвердила."



Во времена СССР жизнь общины была выбита из колеи. Советская власть не жаловала любых инакомыслящих, в том числе и религиозных. Никогда не забуду, как меня "прорабатывали" во втором классе за то, что несколько раз перекрестился на кладбище по просьбе старушек. Сделал я это, честно сказать, из корыстных соображений. Осенившему себя крестным знамением давали по конфетке, но кто -то донёс...

 В постсоветскую эпоху старообрядческие традиции мало -  помалу восстанавливаются. Важным событием на этом пути стало проведение в Калласте
29 августа 1998 г. впервые после 1940 г. совместно со всеми общинами Эстонии престольного  праздника, что явилось восстановлением прежней довоенной традиции. Мероприятие приурочили к 60 - летию города и 195 - летней годовщине основания местной церкви. По этому случаю Калласте посетил премьер - министр Март Сийман, что явилось первым официальным визитом столь высокопоставленного лица в наш город с момента восстановления Эстонской Республики. На центральной площади был торжественно освящён флаг города...

 Оценить значимость и масштаб мероприятия можно, посмотрев фильм



     
  Евдокия Долгошева                     и                вышитая ею икона

Местная рукодельница Евдокия Долгошева ( жена председателя общины и поселкового старейшины Иосифа Долгошева) прославилась вышивкой икон. На предложение передать одну из работ  в Третьяковскую галерею, спросила: "Там не курят?". Не получив однозначного ответа, отказалась. Старожилы рассказывают, что после войны её попросили вышить портрет И. Сталина. Евдокия Ефимовна отказалась,сославшись на плохое зрение, хотя до самой смерти видела превосходно.

Сегодня традицию продолжают Зоя Гунина и  Устиния Сельгицкая

                   

         Зоя Гунина                                               Вышитая бисером икона
                                                                                    Николая Чудотворца


                                          Смотрите фотоальбом работ Зои Гуниной


       

                Устиния Сельгицкая                                       Икона Божьей Матери
 


                              Смотрите фотоальбом работ Устинии Сельгицкой             

    Уже в течение двух лет в Калласте проходит Международный   староверский детский лагерь «ЛЕСТВИЦА». Организатор лагеря- Калластеская староверская община.
Руководитель лагеря – отец Иоанн Жилко, духовный  наставник Малютинско–Юдовской общины г.Даугавпилса (Латвия).
Целью лагеря является воспитание и обучение детей из староверских семей в духе древлеправославия, включение детей в религиозную жизнь общины.
В программе лагеря: духовные беседы, обучение богослужебному чтению, отдых, подвижные игры, творческие мероприятия, посещение староверских общин в Причудье и в Латвии и участие в службе.




Участники лагеря и местные жители в моленной города Калласте

"Лествица" (ещё фото)

   

                                        Старообрядческое кладбище в Калласте

Кладбище у старообрядцев - место особое, всегда ухоженное и опрятное. Живые цветы -норма, а не исключение, кресты и ограды свежеокрашены. Дело не только в спокойном отношении к смерти, как явлении неизбежном и Богоугодном, но и в исторически компактном проживании, что позволяет близким ухаживать за могилами умерших.
Важной особенностью  мировосприятия староверов является любовь к своей малой родине как к дому своего тела и души, который надо сохранять в красоте и чистоте. А  кладбище - это тоже дом, дом вечной жизни.


Фотоальбом "Старообрядчество в Калласте вчера и сегодня"


Жалоба раскольников деревень Красные горы, Ротчина и Кольки на перепись их, произведённую по распоряжению Духовного начальства ( 1839 год)

Переписка об уничтожении раскольничьей молельни в дер. Красные горы ( 1848 - 1860)


Kallaste vanausuliste kogudus (1914 - 1926) ( метрические книги записей рождений, смертей и браков прямо в интернете.)

Kallaste Vanausuliste Ühing ( 1926) Пока только в архиве

Kallaste Vanausuliste Usuühing( 1935) Пока только в архиве

Дело о деятельности Красногорской старообрядческой общины ( 1910 - 1917)


И в завершение можно послушать духовное пение в исполнении местного старообрядческого хора...






          На главную                                          Раскольники, старообрядцы, староверы...