?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На злобу дня

Из рубрики "На злобу дня"
Линтер и псковичи
По случаю очередной годовщины окончания войны в Европе в Эстонии прошли памятные мероприятия. Русские и эстонцы вновь отмечали их порознь. Видать, для примирения время ещё не пришло. Обратил внимания на два инцидента, заурядными которые не назовёшь. Именно потому, что случились они аккурат 9 мая. Во-первых,  КАПО  вызвало на допрос организатора шествия «Бессмертного полка» в Таллинне Дмитрия Линтера, где продержало его ровно столько, чтобы он не успел на организованное им же шествие.  Во-вторых, эстонские пограничники  несколько часов   "мурыжили"  на границе делегацию из Пскова, спешившую на празднование 9 мая в Тарту. Обиженные гости  развернулись и уехали домой. Объяснения силовиков звучат совсем уж по-детски: "не уложились, мол, с допросом господина Линтера в отведённые пару часов,  но зато мы его накормили и дали отдохнуть, а когда бедолаге поплохело, тут же вызвали скорую". С псковичами и того «милее»: "обнаружилось вдруг несоответствие целей визита, заявленных при оформлении визы, действительным намерениям  гостей. Проще говоря, члены делегации оформили туристические визы, а въехать попытались с венками и георгиевскими ленточками в багажнике."
Неужели Линтера, которого в Эстонии уже основательно подзабыли, нельзя было допросить в другой день? Почему именно  9 мая, когда к нему приковано внимание СМИ, в том числе и российских. Ведь наверняка  он по возвращении в Россию в интервью или на ток- шоу начнёт живописать, как бесчеловечно обошлась с ним эстонская сторона. И ведь не возразишь…
А делегация из Пскова. Ну посетили бы гости парк Раади, возложили бы венки и домой вернулись. Нахваливать Эстонию они вряд ли стали, но и зубоскалить повода  бы не было. Когда в  Калласте на митинге  9 мая сообщили, что псковичей не пустили в Эстонию, по толпе пронёсся  недовольный гул и раздались ехидные реплики. Собравшиеся расценили поведение властей как проявление трусости и страха. Может эстонскому общественному мнению подобные действия родной полиции и  представляются «крутыми», но мне лично «за державу обидно».
Решительность, оперативность  и бескомпромиссность  впору было проявить во время похищения россиянами Кохвера, а не демонстрировать  «дешёвую» принципиальность, когда   нужны максимальная деликатность и благоразумие. Чем-то поведение эстонских силовиков напоминает  мне игры Путина  с Кадыровым. Президент России периодически журит зарвавшегося чеченского лидера, но  тронуть не может. Со стороны это выглядит довольно  жалко, примерно так же, как  продиктованые страхом телодвижения эстонских властей в двух вышеописанных случаях. Но это лишь моё скромное мнение…

О футболках и не только...
Известный эстонский колумнист Ахто Лобьякас некоторое время назад «напугал» жителей Эстонии  сообщением, что где-то в Ида-Вирумаа неизвестно в какой школе неизвестное количество учеников пришло на встречу с Мариной Кальюранд в футболках с надписью «СССР» ( на поверку оказалось, что ученик был один и дело было в нарвской гимназии, прим. автора).  Из  этого он делает недвусмысленный вывод о провале интеграции и  «потерянном»  для Эстонии поколении русскоязычной молодёжи. Я бы так не драматизировал. У меня в классе один ученик нет-нет да и приходит в школу с портретом Путина на животе. Мне не страшно, а вот эстонцев  подобные художества сильно напрягают.  И я их прекрасно понимаю. Потому что самому  некоторое время назад резанул слух призыв местных «консерваторов» на муниципальных выборах в столице: «Сделаем Таллинн вновь эстонским городом!». Эстонских избирателей подобные обещания  партии «Хельме и Сыновья» если и не льстят, то уж точно не пугают.  И к ответственности  лидера  EKRE  за разжигание межнациональной розни никто призывать не собирался. Как говорится, своё-ж  «г…» - чего его  бояться. А мне вот было противно и …смешно  одновременно. Смешно, потому, что представил  американских собратьев нашего «народного консерватора» с  похожим обещанием «сделать Вашингтон вновь белым городом». Стало их по- человечески жаль, так в штатах с любителями подобных трюков суды не церемонятся.  Лучший способ понять, что ты не прав – представить ситуацию наоборот.  Если бы  некая партия начала заманивать электорат обещаниями, например,  «сохранить  Нарву как русский город» - остались бы эстонцы равнодушными, как в случае с призывом «эстонизировать» Таллинн.  Вряд ли.  А ведь по сути эти слоганы идентичны. Но первый оскорбляет русских, второй – эстонцев. Не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Нужно не лениться и время от времени влезать на чужую «колокольню» и смотреть на вещи глазами других людей. Многое станет понятнее и  ближе. Интеграция – процесс взаимный. Русские и эстонцы должны уважать «странности» друг друга или хотя бы принимать их как данность.  Прежде, чем  что-то «выкинуть»  или ляпнуть публично, представьте, что  завтра нечто подобное скажут про вас  самих. Но это лишь моё скромное мнение…


Мне вот интересно...
Давно обратил внимание, что историю пишет государствообразующий народ. И пишет её под себя. Рискну обратить внимание на любопытные в этой связи  нестыковки...
В последнее время много говорят о языковом погружении, этакой священной корове,  которая призвана вытянуть из трясины  воз интеграции. Мне вот интересно, готовы ли мои эстонские коллеги рассматривать нынешнюю «эстонизацию» образования в  контексте «русификации» конца 19 начала 20 века, когда обитателей остзейских губерниях в мгновение ока перевели на русский язык обучения. Конечно, тогдашнее погружение было бесцеремоннее и жёстче, нежели нынешний «keelekümblus“, но ведь и на дворе был не 21 век. С точки зрения государствообразующего народа, на тот момент - русского, политика «русификации» имела исключительно положительное значение, так как работала на укрепление целостности государства, или как сейчас модно говорить - связности общества, через единый язык общения. Действительно, не есть хорошо, когда в границах неделимого вроде бы государства существуют иноязычные анклавы, навроде  прибалтийских губерний, где простолюдины говорят на эстонском или латышском, элита - на немецком, а русский используется  разве что в делах православной церкви. Так что интересам русского народа, «русификация», безусловно, отвечала. Но и перед эстонцами русскоязычные школы открывали широчайшие  возможности на бескрайних просторах империи в плане карьеры и самореализации.  Куда бо́льшие, нежели образование на родном языке. Численность сынов Калевипоега на административных должностях в прибалтийских губерниях за время русификации выросла с 5 до 50 процентов, а Петербург превосходил Таллинн по числу проживающих там эстонцев. Это общеизвестные факты. И вот тут начинается самое интересное.  Благое, казалось бы,  дело - погружение в государственный язык, большинство эстонцев восприняло в штыки или, по крайней мере, без энтузиазма. Были,  конечно, и адепты «русификации», навроде издателя Адо Гренцштейна или журналиста Якоба Кырва, которые хотели быть русскими больше чем сами русские (привет «Открытой республике“!) и призывали эстонцев во имя светлого будущего как можно скорее слиться с «великим и могучим» русским народом. Но к началу 20 века звёздный час сторонников имперской политики прошёл и «погоду» на национальном небосклоне делали уже Яан Тыниссон и Константин Пятс.  Которые хоть и не очень ладили между собой, но последовательно гнули эстонскую линию. В особенности, Яан Тыниссон - ярый поборник образования на родном языке. Можно представить гипотетический диалог издателя «Постимеес» с российским чиновником от образования.
Ян Тыниссон: Мы хотим, чтобы  эстонцы имели возможность учиться на родном языке.
Чиновник:  Дорогой Иван Иванович, ну какие эстонские школы, ну что Вы говорите.  Учитесь на русском и перед вашим маленьким народом откроются широчайшие возможности на просторах империи!!!
Сегодня равно такими же словами ( ну, может, кроме «бескрайних» и «империи») приверженцы «единой эстоноязычной школы» убеждают «несмышленых» защитников образования на русском в том, каких радужных перспектив они лишают представителей своей общины, отстаивая право учиться на родном языке. И считают последних, в лучшем случае, искренне заблуждающимися людьми, а в худшем и вовсе оружием восточного соседа в гибридной войне.
Какие- то двойные стандарты получаются. «Эстонизация», значит - великое благо для местных русских, а вот русификация, не иначе, как «похищение веры и языка» у эстонского народа. Ларчик, на мой взгляд, открывается просто. Мировосприятие народа зависит от места, которое он занимает в государстве. На рубеже 19/20 веков эстонцы были на обочине государственности и, как могли, отстаивали свои национальные интересы перед центральной властью, для которой «русификация» была естественна и логична. Сегодня роли поменялись. Государствообразующим народом стали эстонцы и, словно по мановению волшебной палочки, начали мыслить в категориях титульной нации. И оперировать теми же понятиями,  что и российские чиновники начала 20 века. Действительно, чем русскоязычный Ида-Вирумаа отличается от прибалтийских губерний времён династии Романовых?  Иноязычный анклав - головная боль для любого государства. И школа тут играет далеко не последнюю роль. Язык - основа национальной идентичности. Рискну предположить, что не будь у каталонцев  образовательной вертикали на родном языке, не было бы никакого каталонского сепаратизма. Сидели бы ровно, учили испанский и о «дурном» не помышляли. Танцы, песни, костюмы, кухню и прочие отличительные признаки национального меньшинства готова терпеть практически любая власть. И даже рекламировать всё это  в подтверждение своей толерантности. С образованием  куда сложнее. Слишком велик риск, что не тому научат «инородцев» в неэстонской школе и накроет республику очередная «бронзовая ночь». Я, кстати, рассматриваю вышеупомянутое событие, как  всплеск национального самосознания местных русских. Равно как молодежные волнения осени 1980 года - всплеск национального самосознания эстонцев. В 1980-м году  «достали» эстонцев, в 2007-м -  русских. Интересно, готовы ли мои эстонские коллеги рассматривать события 12-летней давности под таким же углом зрения. Но это так, к слову...
Напоследок, несколько аргументов  эстонской стороны в пользу «единой эстоноязычной школы», которые, на первый взгляд, звучат достаточно убедительно. О русских школах, как «рассадниках сепаратизма и эстофобии», я говорить не буду. Оставлю эту «кость» партии «Хельме и сыновья». Им нравится играть в «страшилки».
Итак.
Аргумент первый. Эстония - единственное место на земле, где звучит эстонский язык. И он, в силу малочисленности народа, находится под большим давлением.   У русских же есть огромная Россия, где их  языку ничего не угрожает. Отсюда и эстонизация русских школ, как способ самосохранения нации. Полностью согласен. Однако,  допустим, что у эстонцев в конце 19 века  уже существовало бы своё государство, где-нибудь на месте нынешней Норвегии. При этом часть эстонского народа исторически проживала на территории прибалтийских губерний России. Следуя вышеозначенной логике, у российских эстонцев не было бы никакого морального права бороться за сохранение своей национальной идентичности и образования на родном языке. У  вас, мол,  уже есть своё государство. Или учитесь на русском или уезжайте на историческую родину. Сомневаюсь, что мало-мальски здравомыслящий человек согласится с подобной аргументацией...
Аргумент второй. Русскоязычное образование в Эстонии тихо умрет само по себе.  Вполне может быть. Но ведь также тихо могло в своё время умереть и образование на эстонском, продлись русификация подоле и не случись  Первой мировой войны.   Пример российских финно-угров тому подтверждение. Да и нынешнее победное шествие английского не вселяет  в этом плане оптимизма.
Аргумент третий. Национальность в 21 веке вообще не актуальна. Главное, чтоб люди понимали друг друга. Согласен. Но почему тогда не перевести эстонские школы, как, впрочем, и русские,  сразу на английский язык, чтоб потом меньше тратиться на его изучение. С  высшим образованием это рано или поздно придётся сделать, но я сомневаюсь, что эстонцы «сдадут» без боя  основную школу и гимназию. Кстати, ведь есть же в мире опыт изучения неродного языка без всяких там тотальных и агрессивных погружений. Взять хотя бы пример, не к ночи будь помянутой, советской власти. Эстонцы тогда учились на родном языке от садика до университета,  но при этом более чем сносно говорили по-русски. В чём секрет?
Или ещё. Сегодняшние скандинавы вряд ли изучают в школе историю на английском, но при этом от мала до велика  глаголят  на языке Шекспира. В чём секрет?
Аргумент четвёртый. Русские в Эстонии в массе своей мигранты, за исключением разве что причудских староверов, в то время как эстонцы - коренной народ на этой территории. Поэтому последние имеют полное право требовать от «понаехавших» погружения в эстонский язык чуть ли не с пелёнок.  Отчасти так оно и есть. Достаточно представить, что году в 1940-м не СССР аннексировал Эстонию, а Россия вошла в состав, допустим, Великого Китая. Добровольно, принудительно - не суть важно. Году в 1991-м Россия «помахала метрополии ручкой» и пустилась в свободное плавание. Правда, за время пребывания в составе Поднебесной, весь Дальний Восток (наше Ида-Вирумаа) заселили китайцы, да и в Москве (Таллинне) половина жителей предпочитала говорить на языке народа Хань. И вот эти китайцы (русские) начинают требовать для себя преференций: вначале гражданства, исключительно за свои красивые узкие глаза, а потом и вовсе - сделать китайский вторым государственным языком. Думаю, большинство россиян в такой ситуации схватилось бы за голову (или за что ещё) от такой наглости. А выражение «чемодан-вокзал- Пекин» было бы самое мягкое, что услышали китайцы в свой адрес. Так что я прекрасно понимаю эстонцев. Но дело в том, что «понаехавшие» лично ни в чем не виноваты. Они перемещались в границах единого на тот момент государства. И кроме Эстонии у большинства из них никакой другой родины нет. Они здесь родились и прожили  жизнь, и «инородцами» себя считать вряд ли согласятся. Нравится это кому то или нет.  А аргументы эстонской стороны об «исторической родине» на востоке вызывают  у местных русских лишь недоумение и улыбку.
Разная историческая оценка  «эстонизации» и «русификации» - лишь один из примеров двойных стандартов  в сегодняшней  Эстонии. Разумеется, это проблема не только нашего государства. Чего стоит заявление Путина о том, что Россия «отжала» Крым у Украины в полном соответствии с международными нормами и исключительно повинуясь воле тамошнего населения. А как же Гитлер, отобравший  у Чехословакии Судеты в сентябре 1938 года? Ведь он по той же схеме действовал.  Нее, говорят, то  акт агрессии и подготовки к войне был. Он ведь фашист, а фашисты на то и фашисты, чтобы всех оккупировать и аннексировать. Вот русские, те исключительно всех освобождают. Но ведь Судеты достались Чехословакии по воле случая после развала Австро-Венгерской империи. Также и Крым отошёл к Украине после распада СССР. И проживали в Судетской области в большинстве своём немцы, равно как в Крыму - русские. И побежали судетские немцы «задрав штаны» за Гитлером в середине 1930-х, когда он начал поднимать Германию «с колен» и строить пресловутый Третий Рейх. Также и большинство крымчан  потянулось за  Путиным - новоявленным «собирателем земли русской». Гитлер, впрочем,  поделикатнее  действовал. Сразу «зелёных (коричневых?) человечков» не послал. Он чехам вначале референдум в Судетах провести предложил, на предмет «народного волеизъявления». Те, понятное дело, отказались, поскольку результат был предсказуем. Затем рейхсканцлер англичан и французов в Мюнхен позвал,  чтоб они ему добро на изъятие «исконно немецкой» земли дали. Это как если бы Путин европейцев с американцами вначале  пообхаживал, а уж потом Крым с их согласия забрал. Англичане с французами Гитлера, как известно,  «умиротворили» и Судеты он у Чехословакии изъял.  Умница Черчилль предупреждал своих соотечественников, что по рукам агрессора бить надо, а не потакать ему. Он, мол,  ваши уступки не как проявление здравого смысла, а исключительно как признак слабости расценивает. И дальше будет свою линию гнуть. Не послушали. Накликали беду...
Но не напишут в российских учебниках, что нет никакой принципиальной разницы между Судетами и Крымом, равно как в эстонских не проведут параллель между «эстонизацией» и «русификацией». Историю, действительно, пишет государствообразующий народ и пишет её под себя. А жаль.


                                                            На главную