aslend62 (aslend62) wrote,
aslend62
aslend62

Categories:

На злобу дня

Из рубрики "На злобу дня"
Линтер и псковичи
По случаю очередной годовщины окончания войны в Европе в Эстонии прошли памятные мероприятия. Русские и эстонцы вновь отмечали их порознь. Видать, для примирения время ещё не пришло. Обратил внимания на два инцидента, заурядными которые не назовёшь. Именно потому, что случились они аккурат 9 мая. Во-первых,  КАПО  вызвало на допрос организатора шествия «Бессмертного полка» в Таллинне Дмитрия Линтера, где продержало его ровно столько, чтобы он не успел на организованное им же шествие.  Во-вторых, эстонские пограничники  несколько часов   "мурыжили"  на границе делегацию из Пскова, спешившую на празднование 9 мая в Тарту. Обиженные гости  развернулись и уехали домой. Объяснения силовиков звучат совсем уж по-детски: "не уложились, мол, с допросом господина Линтера в отведённые пару часов,  но зато мы его накормили и дали отдохнуть, а когда бедолаге поплохело, тут же вызвали скорую". С псковичами и того «милее»: "обнаружилось вдруг несоответствие целей визита, заявленных при оформлении визы, действительным намерениям  гостей. Проще говоря, члены делегации оформили туристические визы, а въехать попытались с венками и георгиевскими ленточками в багажнике."
Неужели Линтера, которого в Эстонии уже основательно подзабыли, нельзя было допросить в другой день? Почему именно  9 мая, когда к нему приковано внимание СМИ, в том числе и российских. Ведь наверняка  он по возвращении в Россию в интервью или на ток- шоу начнёт живописать, как бесчеловечно обошлась с ним эстонская сторона. И ведь не возразишь…
А делегация из Пскова. Ну посетили бы гости парк Раади, возложили бы венки и домой вернулись. Нахваливать Эстонию они вряд ли стали бы, но и зубоскалить повода  бы не было. Когда в  Калласте на митинге  9 мая сообщили, что псковичей не пустили в Эстонию, по толпе пронёсся  недовольный гул и раздались ехидные реплики. Собравшиеся расценили поведение властей как проявление трусости и страха. Может эстонскому общественному мнению подобные действия родной полиции и  представляются «крутыми», но мне лично «за державу обидно».
Решительность, оперативность и бескомпромиссность  впору было проявить во время похищения россиянами Кохвера, а не демонстрировать  «дешёвую» принципиальность, когда   нужны максимальная деликатность и благоразумие. Чем-то поведение эстонских силовиков напоминает  мне игры Путина  с Кадыровым. Президент России периодически журит зарвавшегося чеченского лидера, но  тронуть не может. Со стороны это выглядит довольно  жалко, примерно так же, как  продиктованые страхом телодвижения эстонских властей в двух вышеописанных случаях. Но это лишь моё скромное мнение…

О футболках и не только...
Известный эстонский колумнист Ахто Лобьякас некоторое время назад «напугал» жителей Эстонии  сообщением, что где-то в Ида-Вирумаа неизвестно в какой школе неизвестное количество учеников пришло на встречу с Мариной Кальюранд в футболках с надписью «СССР» ( на поверку оказалось, что ученик был один и дело было в нарвской гимназии, прим. автора).  Из  этого он делает недвусмысленный вывод о провале интеграции и  «потерянном»  для Эстонии поколении русскоязычной молодёжи. Я бы так не драматизировал. У меня в классе один ученик нет-нет да и приходит в школу с портретом Путина на животе. Мне не страшно, а вот эстонцев  подобные художества сильно напрягают.  И я их прекрасно понимаю. Потому что самому  некоторое время назад резанул слух призыв местных «консерваторов» на муниципальных выборах в столице: «Сделаем Таллинн вновь эстонским городом!». Эстонским избирателям подобные обещания  партии «Хельме и Сыновья» если и не льстят, то уж точно не пугают.  И к ответственности  лидера  EKRE  за разжигание межнациональной розни никто призывать не собирался. Как говорится, своё-ж  «г…» - чего его бояться. А мне вот было противно и …смешно  одновременно. Смешно, потому, что представил  американских собратьев нашего «народного консерватора» с  похожим обещанием «сделать Вашингтон вновь белым городом». Стало их по- человечески жаль, так как в Штатах с любителями подобных трюков суды не церемонятся.  Лучший способ понять, что ты не прав – представить ситуацию наоборот.  Если бы  некая партия начала заманивать электорат обещаниями, например, «сохранить  Нарву как русский город» - остались бы эстонцы равнодушными, как в случае с призывом «эстонизировать» Таллинн.  Вряд ли.  А ведь по сути эти слоганы идентичны. Но первый оскорбляет русских, второй – эстонцев. Не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Нужно не лениться и время от времени влезать на чужую «колокольню». И смотреть на вещи глазами других людей. Многое станет понятнее и  ближе. Интеграция – процесс взаимный. Русские и эстонцы должны уважать «странности» друг друга или хотя бы принимать их как данность.  Прежде, чем  что-то «выкинуть»  или ляпнуть публично, представьте, что  завтра нечто подобное скажут про вас самих. Но это лишь моё скромное мнение…


Мне вот интересно...
Давно обратил внимание, что историю пишет государствообразующий народ. И пишет её под себя. Рискну обратить внимание на любопытные в этой связи  нестыковки...
В последнее время много говорят о языковом погружении, этакой священной корове, призванной  вытянуть из трясины  воз интеграции. Мне вот интересно, готовы ли мои эстонские коллеги рассматривать нынешнюю «эстонизацию» образования в  контексте «русификации» конца 19 начала 20 века, когда обитателей остзейских губерниях в мгновение ока перевели на русский язык обучения. Конечно, тогдашнее погружение было бесцеремоннее и жёстче, нежели нынешний «keelekümblus“, но ведь и на дворе был не 21 век. С точки зрения государствообразующего народа, на тот момент - русского, политика «русификации» имела исключительно положительное значение, так как работала на укрепление целостности государства, или как сейчас модно говорить - связности общества, через единый язык общения. Действительно, не есть хорошо, когда в границах неделимого вроде бы государства существуют иноязычные анклавы, навроде  прибалтийских губерний, где простолюдины говорят на эстонском или латышском, элита - на немецком, а русский используется  разве что в делах православной церкви. Так что интересам русского народа, «русификация», безусловно, отвечала. Но и перед эстонцами русскоязычные школы открывали широчайшие  возможности на бескрайних просторах империи в плане карьеры и самореализации.  Куда бо́льшие, нежели образование на родном языке. Численность сынов Калевипоега на административных должностях в прибалтийских губерниях за время русификации выросла с 5 до 50 процентов, а Петербург превосходил Таллинн по числу проживающих там эстонцев. Это общеизвестные факты. И вот тут начинается самое интересное.  Благое, казалось бы,  дело - погружение в государственный язык, большинство эстонцев восприняло в штыки или, по крайней мере, без энтузиазма. Были,  конечно, и адепты «русификации», навроде издателя Адо Гренцштейна или журналиста Якоба Кырва, которые хотели быть русскими больше чем сами русские (привет «Открытой республике“!) и призывали эстонцев во имя светлого будущего как можно скорее слиться с «великим и могучим» русским народом. Но к началу 20 века звёздный час сторонников имперской политики прошёл и «погоду» на национальном небосклоне делали уже Яан Тыниссон и Константин Пятс.  Которые хоть и не очень ладили между собой, но последовательно гнули эстонскую линию. В особенности, Яан Тыниссон - ярый поборник образования на родном языке. Можно представить гипотетический диалог издателя «Постимеес» с российским чиновником от образования.
Ян Тыниссон: Мы хотим, чтобы  эстонцы имели возможность учиться на родном языке.
Чиновник:  Дорогой Иван Иванович, ну какие эстонские школы, ну что Вы говорите.  Учитесь на русском и перед вашим маленьким народом откроются широчайшие возможности на просторах империи!!!
Сегодня равно такими же словами ( ну, может, кроме «бескрайних» и «империи») приверженцы «единой эстоноязычной школы» убеждают «несмышленых» защитников образования на русском в том, каких радужных перспектив они лишают представителей своей общины, отстаивая право учиться на родном языке. И считают последних, в лучшем случае, искренне заблуждающимися людьми, а в худшем и вовсе оружием восточного соседа в гибридной войне.
Какие- то двойные стандарты получаются. «Эстонизация», значит - великое благо для местных русских, а вот русификация, не иначе, как «похищение веры и языка» у эстонского народа. Ларчик, на мой взгляд, открывается просто. Мировосприятие народа зависит от места, которое он занимает в государстве. На рубеже 19/20 веков эстонцы были на обочине государственности и, как могли, отстаивали свои национальные интересы перед центральной властью, для которой «русификация» была естественна и логична. Сегодня роли поменялись. Государствообразующим народом стали эстонцы и, словно по мановению волшебной палочки, начали мыслить в категориях титульной нации. И оперировать теми же понятиями,  что и российские чиновники начала 20 века. Действительно, чем русскоязычный Ида-Вирумаа отличается от прибалтийских губерний времён династии Романовых?  Иноязычный анклав - головная боль для любого государства. И школа тут играет далеко не последнюю роль. Язык - основа национальной идентичности. Рискну предположить, что не будь у каталонцев  образовательной вертикали на родном языке, не было бы никакого каталонского сепаратизма. Сидели бы ровно, учили испанский и о «дурном» не помышляли. Танцы, песни, костюмы, кухню и прочие отличительные признаки национального меньшинства готова терпеть практически любая власть. И даже рекламировать всё это  в подтверждение своей толерантности. С образованием  куда сложнее. Слишком велик риск, что не тому научат «инородцев» в неэстонской школе и накроет республику очередная «бронзовая ночь». Я, кстати, рассматриваю вышеупомянутое событие, как  всплеск национального самосознания местных русских. Равно как молодежные волнения осени 1980 года - всплеск национального самосознания эстонцев. В 1980-м году  «достали» эстонцев, в 2007-м -  русских. Интересно, готовы ли мои эстонские коллеги рассматривать события 12-летней давности под таким же углом зрения. Но это так, к слову...
Напоследок, несколько аргументов  эстонской стороны в пользу «единой эстоноязычной школы», которые, на первый взгляд, звучат достаточно убедительно. О русских школах, как «рассадниках сепаратизма и эстофобии», я говорить не буду. Оставлю эту «кость» партии «Хельме и сыновья». Им нравится играть в «страшилки».
Итак.
Аргумент первый. Эстония - единственное место на земле, где звучит эстонский язык. И он, в силу малочисленности народа, находится под большим давлением.   У русских же есть огромная Россия, где их  языку ничего не угрожает. Отсюда и эстонизация русских школ, как способ самосохранения нации. Полностью согласен. Однако,  допустим, что у эстонцев в конце 19 века  уже существовало бы своё государство, где-нибудь на месте нынешней Норвегии. При этом часть эстонского народа исторически проживала на территории прибалтийских губерний России. Следуя вышеозначенной логике, у российских эстонцев не было бы никакого морального права бороться за сохранение своей национальной идентичности и образования на родном языке. У  вас, мол,  уже есть своё государство. Или учитесь на русском или уезжайте на историческую родину. Сомневаюсь, что мало-мальски здравомыслящий человек согласится с подобной аргументацией...
Аргумент второй. Русскоязычное образование в Эстонии тихо умрет само по себе.  Вполне может быть. Но ведь также тихо могло в своё время умереть и образование на эстонском, продлись русификация подоле и не случись  Первой мировой войны.   Пример российских финно-угров тому подтверждение. Да и нынешнее победное шествие английского не вселяет  в этом плане оптимизма.
Аргумент третий. Национальность в 21 веке вообще не актуальна. Главное, чтоб люди понимали друг друга. Согласен. Но почему тогда не перевести эстонские школы, как, впрочем, и русские,  сразу на английский язык, чтоб потом меньше тратиться на его изучение. С  высшим образованием это рано или поздно придётся сделать, но я сомневаюсь, что эстонцы «сдадут» без боя  основную школу и гимназию. Кстати, ведь есть же в мире опыт изучения неродного языка без всяких там тотальных и агрессивных погружений. Взять хотя бы пример, не к ночи будь помянутой, советской власти. Эстонцы тогда учились на родном языке от садика до университета,  но при этом более чем сносно говорили по-русски. В чём секрет?
Или ещё. Сегодняшние скандинавы вряд ли изучают в школе историю на английском, но при этом от мала до велика  глаголят  на языке Шекспира. В чём секрет?
Аргумент четвёртый. Русские в Эстонии в массе своей мигранты, за исключением разве что причудских староверов, в то время как эстонцы - коренной народ на этой территории. Поэтому последние имеют полное право требовать от «понаехавших» погружения в эстонский язык чуть ли не с пелёнок.  Отчасти так оно и есть. Достаточно представить, что в 1940-м году не СССР аннексировал Эстонию, а Россия вошла в состав, допустим, Великого Китая. Добровольно, принудительно - не суть важно. Году в 1991-м Россия «помахала метрополии ручкой» и пустилась в свободное плавание. Правда, за время пребывания в составе Поднебесной, весь Дальний Восток (наше Ида-Вирумаа) заселили китайцы, да и в Москве (Таллинне) половина жителей предпочитала говорить на языке народа Хань. И вот эти китайцы (русские) начинают требовать для себя преференций: вначале гражданства, исключительно за свои красивые узкие глаза, а потом и вовсе - сделать китайский вторым государственным языком. Думаю, большинство россиян в такой ситуации схватилось бы за голову (или за что ещё) от такой наглости. А выражение «чемодан-вокзал- Пекин» было бы самое мягкое, что услышали китайцы в свой адрес. Так что я прекрасно понимаю эстонцев. Но дело в том, что «понаехавшие» лично ни в чем не виноваты. Они перемещались в границах единого на тот момент государства. И кроме Эстонии у большинства из них никакой другой родины нет. Они здесь родились и прожили  жизнь, и «инородцами» себя считать вряд ли согласятся. Нравится это кому то или нет.  А аргументы эстонской стороны об исторической родине на востоке вызывают  у местных русских лишь недоумение и улыбку.
Разная историческая оценка  «эстонизации» и «русификации» - лишь один из примеров двойных стандартов  в сегодняшней  Эстонии. Разумеется, это проблема не только нашего государства. Чего стоит заявление Путина о том, что Россия «отжала» Крым у Украины в полном соответствии с международными нормами и исключительно повинуясь воле тамошнего населения. А как же Гитлер, отобравший  у Чехословакии Судеты в сентябре 1938 года? Ведь он по той же схеме действовал.  Нее, говорят, то  акт агрессии и подготовки к войне был. Он ведь фашист, а фашисты на то и фашисты, чтобы всех оккупировать и аннексировать. Вот русские, те исключительно всех освобождают. Но ведь Судеты достались Чехословакии по воле случая после развала Австро-Венгерской империи. Также и Крым отошёл к Украине после распада СССР. И проживали в Судетской области в большинстве своём немцы, равно как в Крыму - русские. И побежали судетские немцы «задрав штаны» за Гитлером в середине 1930-х, когда он начал поднимать Германию «с колен» и строить пресловутый Третий Рейх. Также и большинство крымчан  потянулось за  Путиным - новоявленным «собирателем земли русской». Гитлер, впрочем,  поделикатнее  действовал. Сразу «зелёных (коричневых?) человечков» не послал. Он чехам вначале референдум в Судетах провести предложил, на предмет «народного волеизъявления». Те, понятное дело, отказались, поскольку результат был предсказуем. Затем рейхсканцлер англичан и французов в Мюнхен позвал,  чтоб они ему добро на изъятие «исконно немецкой» земли дали. Это как если бы Путин европейцев с американцами вначале  пообхаживал, а уж потом Крым с их согласия забрал. Англичане с французами Гитлера, как известно,  «умиротворили» и Судеты он у Чехословакии изъял.  Умница Черчилль предупреждал своих соотечественников, что по рукам агрессора бить надо, а не потакать ему. Он, мол,  ваши уступки не как проявление здравого смысла, а исключительно как признак слабости расценивает. И дальше будет свою линию гнуть. Не послушали. Накликали беду...
Но не напишут в российских учебниках, что нет никакой принципиальной разницы между Судетами и Крымом, равно как в эстонских не проведут параллель между «эстонизацией» и «русификацией». Историю, действительно, пишет государствообразующий народ. И пишет её под себя. А жаль.


                                                        На главную
Subscribe

  • Немного истории...

    Из серии "Красногорцы на фронтах Великой войны" Печальная судьба "Паллады" и Северьяна... В метрической книге…

  • Немного истории...

    Из серии «История одной семьи» Две сестры - две судьбы... Погружаясь в историю Калласте, поймал себя на мысли, что питаю…

  • Немного истории...

    Из серии "Дела старообрядческие" Подозрительная перепись... 15 марта 1839 года "Его Высокопревосходительству…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments