"Meie ühine halb uni ( Наш общий страшный сон)". Яан Каплинский.
Раскопки бывшей "линии Ялака". Осень 1944 года.
Перезахоронение жертв Тартуского концлагеря осенью 1944 года в парке Раади
Концлагерь Штутгоф
Первую группу заключённых депортировали из Эстонии в концлагерь Штутгоф 18 февраля 1944 года. Список включал 985 человек, преимущественно русских мужчин, из которых около 400 родились в Эстонии.
Следующая группа узников покинула Эстонию через месяц, 16 марта 1944 года. Она состояла из 176 мужчин.
Третью колонну, численностью 151 человек, вывезли из Таллинна морем 17 мая 1944 г.
Четвёртая и самая крупная партия заключённых была отправлена в Штутгоф 29 августа 1944 года. В неё входили 1736 человек. Поскольку Штутгоф выполнял роль пересылочного пункта , то скорее всего, многие граждане Эстонии были депортированы из него в другие лагеря, но информация об этом довольно скудная.
Точно известно, что 79 граждан Эстонии умерли в Штутгофе, а 411 были отправлены в другие места заключения ( см. график и карту). Их дальнейшая судьба неизвестна.
135 женщин, выходцев из Эстонии, были перевезены в крупнейший женский лагерь нацистской Германии - Равенсбрюк. Что сталось с оставшимися в Штутгофе гражданами Эстонии? Кто из них смог вернуться домой? На эти и другие вопросы историкам ещё предстоит дать ответ.
.Как следует из показаний арестованных после войны членов «Омакайтсе», из Калласте в 1944 году были выселены 30—37 «политически неблагонадёжных» семей. Сегодня я располагаю сведениями лишь об 11 жителях нашего города, помещённых в 1944 году в концлагерь Штутгоф. Как минимум семеро из них домой не вернулись… Вот их имена:
1. Кукин Андрей 1922 Калласте, прибыл в Штутгоф 01.09.44, лагерный номер – 80422. Дальнейшая судьба неизвестна. Домой не вернулся.
2. Варунин Павел 1924 Калласте, обв. в «антигосударственной деятельности», прибыл в Штутгоф 01.09.44, лагерный номер – 80475. Дальнейшая судьба неизвестна. Домой не вернулся.
3. Гусаров Архип 1915 Калласте. каменщик, в обвинении сказано: «коммунист». Время прибытия в Штутгоф и дальнейшая судьба неизвестны.
4. Долгов Варфоломей 1872 Калласте, торговец, обв. в «антигосударственной деятельности». В феврале 1944 года помещён в Таллиннский концлагерь. Из Эстонии был доставлен в Штутгоф, оттуда в концлагерь Нацвейлер на территории современной Франции, в 50 км. от Страсбурга. После окончания войны вернулся на родину.
5. Лашкин Семён 1903 Калласте, батрак, обв. в «антигосударственной деятельности». Время прибытия в Штутгоф и дальнейшая судьба неизвестны. Домой не вернулся.
6. Муравлёв Фома 1906 Калласте, каменщик, обв. в «антигосударственной деятельности». Время прибытия в Штутгоф и дальнейшая судьба неизвестны.
7. Тюрикова Ирина 1905 Калласте, работница, обв. в «антигосударственной деятельности», арестована 03.03.44, прибыла в Штутгоф 31.08.44, лагерный номер – 79628. Дальнейшая судьба неизвестна. Домой не вернулась.
8. Феклистов Тит 1896 Калласте, рыбак, обв. в «антигосударственной деятельности». Время прибытия в Штутгоф и дальнейшая судьба неизвестны. Домой не вернулся.
9. Опиков Савелий 1903 Был в списке лиц, подлежащих депортации в марте 1944 года. В сопроводительном
10. Подгорная Эрна 1897 10.09.41 была арестована и помещена в тюрьму на 3 месяца. В обвинении сказано: " Учительница, писала театральные пъесы с коммунистическим содержанием, агитатор, хвалила коммунистическую пролетарскую литературу. Попала под влияние мужа - Подгорного Лаврентия". 31.08.44 Эрна Подгорная была депортирована в концлагерь Штутгоф, где содержалась под номером 79551. 31.12.44 она умерла в вышеназванном лагере, согласно лагерным документам, от сердечной недостаточности.
11. Богданов Иван Фёдорович 1903, арестован 10.09 1941 года, обвинение: "доверенное лицо коммунистов, был одним из защитников города Калласте, нёс вооружённую охрану". Приговорён к 2-м годам заключения. До августа 1944 года содержался в Таллиннской тюрьме. В конце августа - начале сентября 1944 года его депортировали в концлагерь Штутгоф, а оттуда в г. Шербур на территории Франции. До окончания войны пребывал в заключении на хозяйственных работах. Был освобождён американскими войсками. Ивану Фёдоровичу предлагали остаться во Франции, но дома ждала семья...1 мая 1945 года вместе с другими заключёнными его репатриировали на родину. По прибытии парохода из Марселя в Одессу Богданов был арестован сотрудниками НКВД и помещён в т.н. проверочно-фильтрационный пункт в г. Белокоровичи Житомирской обл. под номером 20658. 13 июля 1945 года его направили в распоряжение Иркутского лесотреста на ст. Нижнеудинск Восточно-сибирской ж.д. Вернулся из лагеря в 1947 году. Проживал в Калласте. Скончался в 1964 г. Три его брата - Афанасий, Николай и Владимир были расстреляны в Тарту 19 августа 1941 года.
Такая вот судьба...
9. Опиков Савелий 1903 Был в списке лиц, подлежащих депортации в марте 1944 года. В сопроводительном
документе сказано: " Политически неблагонадёжен, уклоняется от выполнения трудовой повинности. Интернирован 08.02.1943 г. на строительство оборонительных укреплений. На данный момент поддерживает связи с политически сомнительными личностями, выражает радость по поводу отступления германских войск и убеждён, что русские вскоре снова захватят Эстонию. К существующему государственному порядку относится крайне негативно." Последний раз жена навещала Савелия Опикова весной 1943 года в Тарту, где последний находился за колючей проволокой. 01.09.1944 r. в числе других заключённых он был доставлен в нацистский концлагерь Штутгоф на территории Польши, где значился под номером 80525. О дальнейшей судьбе Савелия Опикова сведений пока нет. Домой не вернулся.
Такая вот судьба...
Единственный в Калласте немец…
В начале 20 века судьба забросила Эрнста Ивановича Шоха
(см. фото) в д. Красные Горы, что в Лифляндской губернии. Родом он был из числа немецких колонистов, переселившихся в Россию по призыву Екатерины II во второй половине 18 века. Вначале переселенцы обосновались в окрестностях Санкт- Петербурга, но по мере роста их численности власти начали создавать так называемые «дочернии» колонии.
Так в 1835-1836 гг. и возникла первая немецкая деревня в Новгородской земле. Назвали её Ново-Николаевская, в честь правившего тогда Николая Первого. Прибывших поселенцев разместили на территории бывшего военного поселения в имении графа Аракчеева, километрах в 15 от Новгорода. Именно здесь, в посёлке Ново-Николаевский, с семье немца Йоганна Шоха и его русской супруги родился в 1879 году Эрнст Иванович Шох. Семья была большая и родители как могли пристраивали своих детей. Эрнсту суждено было стать пекарем. В 1896 году он поступил в ученики к мастеру булочного цеха в Санкт-Петербурге.
Через три с половиной года, получив звание подмастерья, Шох пускается в «свободное плавание». Каким ветром новоиспечённого пекаря занесло в наш город, судить не берусь. Но факт остаётся фактом: в 1900 году Эрнст Шох обосновался в д. Красные горы, где и проведёт последующие 44 года жизни. Лишь печальное стечение обстоятельств вынудит его на склоне лет перебраться обратно в Германию, страну, откуда его предки переселились в Россию двести лет назад. Однако, всё по порядку...
Выбор в пользу Калласте мог быть следствием семейных обстоятельств. Первой женой Шоха была русская женщина. По словам родственников, её звали Ирина и родом она была то ли из Калласте, то ли из Нина. Во всяком случае, веры вроде как православной. Велика вероятность, что познакомился с ней молодой пекарь ещё в Санкт-Петербурге, куда причудские жители периодически выезжали на заработки. По непроверенным данным эта женщина была дочерью калластеского кондитера, чью пекарню и унаследовал со временем наш герой (см. фото)
На месте этого парка находились магазин и кондитерская Эрнста Шоха. Фотографию здания мне пока найти не удалось.
Согласно архивным данным, в 1909 году Эрнст Шох был уже далеко не последним человеком в Красных горах. Будучи всего 30 лет от роду, он входил в правление местного Добровольного пожарного общества (см. фото), созданного в 1903 году, вполне возможно, при его активном участии. После смерти русской супруги, Эрнст Иванович берёт в жёны эстонку Альму (1891), в девичестве Вильде (Vilde), которая подарит ему троих детей: дочь Айно-Мари ( 1914 – 2000), сыновей Эвальда (1919 – 2005) и Леопольда (1924 – 1978). Кстати, от первого брака у него тоже был сын, Георг (1907), скончавшийся в начале 1940-х годов от тифа. Размеренный ритм жизни красногорского кондитера прервала Первая Мировая война. В 1915 году Шоха мобилизуют в царскую армию. О месте и сроках его военной службы мне пока ничего не известно. Вернувшись в уже независимую Эстонию, он регистрирует в Калласте по улице Тарту 40 магазин «колониальных» товаров «Vürsti kauplus», который торгует собственной выпечкой и всевозможными пряностями. С 1938 года фирма носит уже имя хозяина - «Ernst Schoch». В 1939 году семью постигла тяжёлая утрата. В возрасте 47 лет от туберкулёза скончалась супруга Альма. В этом же году Шохам пришлось расстаться с немецкой фамилией. Сына Эвальда при поступлении в Тартуский университет поставили перед фактом: эстонизируешь фамилию – поступишь, нет – забирай документы. Так Шохи стали Сумерами (Sumer). Вскоре относительно благополучное «эстонское» время прервали геополитические катаклизмы. В 1940-м году Эстония стала частью СССР. Магазин и пекарня были национализированы. Летом 1941 года власть вновь поменялась. На сей раз пришли немцы. Уже немолодого Эрнста Шоха привлекли в качестве переводчика в расквартированный в Калласте немецкий отряд. Сыновья Эвальд и Леопольд были мобилизованы в германскую армию. Их судьба заслуживает отдельного рассказа.
P.S. Об оставшихся в России братьях и сёстрах Эрнста Шоха его родня ничего не знает. С очень большой долей вероятности можно утверждать, что часть из них погибла во время «Большого террора», остальные были депортированы в Среднюю Азию по национальному признаку в августе 1941 года. На сайте российского общества «Возвращённые имена» есть информация о двух братьях нашего героя.
Шох Петр Иванович, 1883 г. р., урож. Новониколаевской колонии, немец, грамотный, беспартийный, путевой обходчик на железной дороге. Арестован 11 октября 1937 г. Приговорен к 7 годам лагерей. Остались жена и трое детей.
Шох Иосиф Иванович, 1876, уроженец Новониколаевской колонии, немец, б/п, член колхоза «Звезда». Арестован 18.11.1937. Осуждён решением Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР от 02.12.1937. Обвинение: приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 11.12.1937 в г. Новгород.
Ниже привожу сведения о судьбе ещё некоторых Шохов, уроженцев Новониколаевской и близлежащих колоний. Почти наверняка они приходились родственниками «нашему» Шоху.
Шох Екатерина Ивановна, 1933 г. р., проживала в Новониколаевской колонии. Выслана в 1941 г. в Казахстан по национальному признаку.
Шох Екатерина Михайловна, 1908 г. р., урож. д. Хутынь Новгородского района, проживала в д. Хутынь. Выслана в 1941 г. в Тюменскую область.
Шох Маргарита Адамовна, 1923 г. р., урож. г. Ленинград, проживала в г. Ленинград. Выслана 17 марта 1942 г. Освобождена со спецпоселения 15 января 1956 г. Реабилитирована.
ШОХ Михаил Иванович. 17.03.1932 г. р., уроженец – Новониколаевская колония, Новгородский р-н, Новгородская обл., проживал – Новониколаевская колония, немец, образование – учащийся 3 класса, из крестьян. Выслан в составе семьи в 1942 г. на спецпоселение в Казахскую ССР. Реабилитирован 08.02.1996 г.
Шох Николай Федорович, 1933 г. р., урож. Новониколаевской колонии, немец, проживал в Новониколаевской колонии. Выслан в 1941 г. с родителями в Казахстан по национальному признаку.
Шох Павел Павлович, 1907 г. р., проживал в д. Хутынь Новгородского района. Выслан в 1941 г. в Тюменскую область.
Шох Рудольф Павлович, 1911 г. р., урож. Новониколаевской немецкой колонии Новгородского р-на, немец, грамотный, беспартийный, проживал в г. Новгород. Арестован 19 июня 1938 г. Дело прекращено, освобожден 31 декабря 1939 г.
Шох Христиан Васильевич, 1913 г. р., урож. Александровской немецкой колонии Чудовского р-на, немец, грамотный, беспартийный, пожарный на торфоразработках, проживал в д. Гряды. Арестован 19 марта 1938 г. Расстрелян.
Шох Христина Петровна, 1888 г. р., немка, проживала в Новониколаевской колонии. Выслана в 1941 г. в Казахстан по национальному признаку.
На главную Немного истории ( продолжение)